Игры в обучении праву

Страница 5

Веревка наглядно показывает, как происходит поиск компромисса: она провисает, когда игроки достигли взаимопонимания, и натягивается, когда они непримиримы. Во время обсуждения игры можно поговорить и о способах, которые применяли ученики для выработки решения: убеждение, давление и т. д.

Б) Упражнение «Цепочка» («Гусеничка»). Для игры понадобятся воздушные шарики на один меньше числа игроков. Участники строятся цепочкой, положив руки на плечи впередистоящего; между животом одного играющего и спиной другого зажат воздушный шарик, который запрещается поправлять и придерживать руками. Теперь цепочка получает задание: пройти по маршруту, преодолеть препятствия (перевернутые стулья, натянутые веревки, завороты в самых неожиданных местах). Практически сразу участникам становится ясно, что успех общего движения напрямую зависит от умения каждого скоординировать свои усилия с действиями остальных.

Обе игры желательно провести друг за другом, а потом учитель права задает школьникам такие вопросы: «Что ощущали участники во время игры?», «Какие наблюдения и выводы они сделали из этого игрового переживания?»

«Яблоко». Игра внешне похожа на сюжетно-ролевую, но имеет жестко-заданный итог: в конце игры ученики должны прийти к мысли о создании закона как всеобщего обязательного регулятора отношений. Задается сюжет: «В первобытном племени на народное собрание приходят шесть человек (три пары) и обращаются к старейшине. Каждая пара состоит из человека, укравшего яблоко, и хозяина яблоневого сада (дерева). Слушаются три истории (происходит ролевой рассказ пар о том, как все было), в каждой из них одинаковое преступление, но разное наказание:

- первого вора первый хозяин отпустил;

- второго вора второй хозяин сильно избил;

- у третьего вора третий хозяин забрал имущество и продал семью в рабство.

Хозяева могут обосновывать принятые ими меры (своей добротой, обстоятельствами жизни и пр.).

Каждый воришка протягивает старейшине яблоко (зримый элемент игры) и недоумевает: «Как же так? Почему за одинаковое дело нас наказали по-разному? Где справедливость? Рассуди, как судили предки!» Старейшина бессилен: «Раньше у нас не было яблоневых садов!» Происходит общенародное обсуждение (желательно, чтобы те шесть участников, которые имеют конкретные роли, здесь максимально проявили себя). В результате вырабатывается принцип правил единых для всех случаев и обязательных для всех людей.

«Разные значения слова «закон»». С помощью этой игры можно наглядно рассмотреть и обсудить отличие законов юридических от нравственных и природных.

Ведущий предлагает поиграть в какую-нибудь известную детскую игру (например, когда число играющих на одного больше количества стульев, и надо успеть сесть по команде; оставшийся без места водит). «Время от времени, — говорит ведущий, — я буду добавлять новые правила, двух учеников попрошу быть экспертами и в конце игры сказать, хороши ли были новые правила и стоит ли их оставить в описании игры». Игра начинается, и 2-3 раунда ребята играют по заданным правилам. Затем ведущий вводит новое: «Все должны не добегать до своих мест, а допрыгивать на одной ножке». Ребята играют раунд с этим правилом.

Вводится новое: «Все играющие должны быть добры друг к другу, улыбаться и дарить друг другу подарки». Вначале это правило не вызывает особого затруднения. Ведущий строго следит за тем, чтобы никто не толкался, не обзывался («Все играющие должны быть добры друг к другу»), чтобы все действительно улыбались и дарили друг другу подарки. Для тех, кто не соблюдает правила, можно ввести «Скамейку штрафников». Вскоре ребята начинают чувствовать, что что-то здесь не то. Нельзя принудить быть добрым. Мы ввели в игру «нравственный закон» и требуем его соблюдения.

Однако обсуждение будет в конце, а пока вводится новое правило: «Когда водящий кричит «раз-два-три!», с потолка начинает идти снег, и все стараются быстро занять свободные стулья». Это уже интереснее. Мы попробовали добавить правило, нарушающее «закон природы». Выполнить его практически невозможно, поэтому игра в этот момент прекращается.

Ребята обсуждают, легко ли было соблюдать правила и почему. Ведущий проводит параллель между правилами игры и законами государства, нравственными законами и законами природы.

Некоторые специалисты считают, что увлекаться ролевыми играми на уроках права не целесообразно. Вот позиция педагога А. Луховицкой по этому вопросу:

«Для того чтобы проводить ролевые игры и полноценно участвовать в них, нужно обладать, с одной стороны, определенными умениями, а с другой личными качествами, которые просто являются частью характера. Может оказаться, что вам просто не понравится «играть».

Необходимо задействовать в игре всех детей в соответствии с их склонностями и способностями (в данном случае коммуникативными).

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Роль дидактической игры в развитии внимания учащихся
Дидактическая игра, как и каждая игра, представляет собой самостоятельную деятельность, которой занимаются дети: она может быть индивидуальной и коллективной. «Дидактическая игра – явление сложное, но в ней отчетливо обнаруживается структура, то есть основные элементы, характеризующие игру как форм ...

Ситуация речевого общения, ее значение и функционирование в условиях школы для слабослышащих учащихся
Обратимся к следующему компоненту речи, важному для ее функционирования, а именно к понятию ситуации общения. Ситуацией общения принято называть отправной момент высказывания и условия, в которых развертывается общение. Задача высказывания как раз и состоит в том, чтобы передать смысл (содержание) ...

Использование уроков нетрадиционной формы для обучения лексике на среднем этапе обучения
Так говоря о нетрадиционных уроках, на наш взгляд, необходимо заострить внимание на принципы организации и проведения, периоды подготовки и проведения нетрадиционных уроков. Говоря об организации и проведения нестандартных уроков необходимо отметить, что в их основу положено несколько принципов: 1. ...

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.creativeeducation.ru