Игры в обучении праву

Страница 3

«Один в поле воин». Один ученик, выступающий в определенной роли, должен убедить свои одноклассников принять его точку зрения. После истечения указанного времени проводится обсуждение: удалось ли это сделать, какие аргументы приводились для убеждения, какими способами воздействия на аудиторию пользовался выступавший. Пример применения. Игра может использоваться при изучении законов, с которыми дети постоянно сталкиваются в жизни:

Например, Закона о защите прав потребителей. На практике его нормы постоянно нарушаются, и свои права надо уметь отстаивать. Один школьник играет роль покупателя (больного, пр.), остальные— персонал магазина (поликлиники, пр.). Выбирается любая ситуация:

— продан бракованный прибор бытовой техники, но неисправность обнаружилась на второй месяц эксплуатации;

— ремонт в квартире закончен, но полы оказались испорченными;

— пломба после лечения зуба выпала через неделю и т. д.

Потребитель должен заставить другую сторону удовлетворить его претензии. При этом «пострадавший» должен знать пределы своих требований, которые устанавливает закон. Если ученику не удалось добиться желаемого, то после обсуждения игру можно продолжить: решить, в какие органы потребитель может обращаться с жалобой, и разыграть эту сцену по прежним правилам.

«Тайные цели». Дается игровая установка: «В нашем обществе назрела необходимость разрешить некоторые серьезные проблемы. Несколько групп (обычно две-три) начинают разрабатывать решение этих проблем (например, пишут законопроект). Предполагается, что герои, которых представляют ученики, наделены властью (представители государственных структур), но имеют определенный «тайный умысел», неизвестный остальным. Какая-то контрольная группа большинства (например простые обыватели этого общества) рассматривает предложения групп, выбирает подходящие предложения, отправляет на доработку. Группы-разработчики убеждают общество в своей правоте; их задача провести как можно больше «своих» законопроектов. После принятия документов роли раскрываются, и члены «тайных групп» объясняют, в чем состоял их умысел, насколько они преуспели и как теперь изменится жизнь всех в соответствии с принятыми законами. Пример применения. Эту игру лучше адресовать старшеклассникам. Учитель права поясняет: «Общество с переходной экономикой попало в полосу кризиса. Одна группа (например депутатская фракция) предлагает принять пакет законопроектов, способных оздоровить экономику. Их «тайная цель» — создать препятствия свободному экономическому развитию, но предлагаемые законы не показывают эту цель, они не очевидно антирыночные. В частности, предлагается Закон по обеспечению всеобщей занятости (государство гарантирует всем гражданам право на труд, выпускники школ, не поступившие в вузы, обязательно получают работу, например, осуществляют ремонт дорог, озеленение города: для этого вводятся специальные квоты, проходит агитация в школах. Люди предпенсионного возраста, потерявшие работу, озеленяют улицы, в зимнее время - убирают снег. Оплата общественных работ гарантирована, на это из бюджета выделяется определенная сумма, которая делится на число работающих. Для пополнения фонда заработной платы вводится новый налог 3%). Предлагается принять Закон о нотариате, по которому деятельность частных нотариусов не запрещается, но они становятся в неравные условия с государственными.

Другая группа предлагает создание гражданского общества со свободной экономикой, принятие Закона о налогах, который установит налогообложение с физических лиц не более 14% от полученного дохода, и Закона об обороне, по которому министром обороны должно назначаться только гражданское лицо, а набор в армию осуществляется по контракту.

Деловые игры

Основная цель деловой игры заключается в том, чтобы обучить школьников умению применять правовые знания при решении важных, глобальных проблем жизни, где взаимодействуют различные субъекты права, разрабатываются нестандартные выходы из сложившихся противоречий, возникают новые идеи и проекты. Здесь нет заранее прогнозируемого результата, требуется творческое и многоаспектное поведение участников. Деловые игры популярны в обучении управленцев, экономистов и юристов в системе профессионального образования. Они призваны моделировать важные процессы правовой жизни общества.

В школьном правовом образовании уже есть примеры использования деловых игр. Вот некоторые их примеры:

«Выборы местной власти». Игра призвана показать механизм формирования местной власти органов местного самоуправления. Основой для ее построения будет служить текст Закона о выборах в органы местного самоуправления, который необходимо тщательно изучить всем участникам; для достоверности игры можно использовать образцы избирательных бюллетеней, регистрационных документов (подписных листов). В таких случаях учитель права должен обратиться за консультацией в органы местного самоуправления. Внеся игровые изменения в условия Закона (сроки предвыборной компании, количество необходимых голосов для регистрации кандидата, число округов и участков), его обнародуют, тиражируют и приступают к подготовке выборов.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Мультимедийная и интерактивная техника
Прежде чем перейти к рассмотрению, не посредственно техники, хочется еще раз напомнить о ее положительных качествах: возможность демонстрировать презентации, а также делать пометки по ходу изложения материала, выделять, удалять, добавлять фрагменты; возможность управлять системой компьютера, и всем ...

Основные идеи гуманно-личностной педагогики
Гуманно-личностная педагогика основана на следующих постулатах: 1. Гуманное педагогическое мышление не есть открытие современной теории и практики. Оно основано на классическом наследии и находит истоки в ведущих религиозных, философских и педагогических учениях. 2. Педагогика по сути своей есть об ...

Цели и задачи экологического образования дошкольников
Формулировка цели, задач во многом определяет и содержание образования. Как справедливо отмечает известный специалист в области экологического образования И.Д. Зверев, до настоящего времени «нет однозначного и приемлемого определения главной цели экологического образования». Особенно этот вопрос ак ...

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.creativeeducation.ru