Методики правового обучения в практике работы школ

Развитие образования » Теория и методика обучения праву » Методики правового обучения в практике работы школ

Страница 2

Практически все игры в правовом обучении ставят своей целью вовлечь ребят в обдумывание проблемы, сделать тему личностно значимой.

С помощью разных методических приемов нужно постараться вызвать у учеников интерес к теме, показать связь предмета дискуссии с

Специалисты считают, что лучше всего написать тему и важнейшие подтемы на доске или фломастером на листах. В те моменты, когда дискуссия слишком отклоняется от темы, есть возможность указать на ее формулировку, возвратиться к проблематике и высветить неясности понимания дефиниций, увидеть, почему дискуссия отошла от темы. Хорошо, если тема написана в виде вопроса или утверждения, которые предполагают множество возможных ответов. Например:

«Может ли родитель (директор школы, командир в армии) ударить своего сына (ученика, солдата)?»

Важным вопросом в методике обучения праву становится структурирование и регулирование дискуссии.

Любая дискуссия может протекать свободно или подвергаться регулированию.

Д. Ондрошек считает: «Если дискуссия не выровнена, появляется несколько активно говорящих учащихся, а остальные молчат, не получив слова. Учитель может помочь им, организовав дело так, чтобы активизировать молчаливых. Для этого существует много технических приемов (чтобы умерить ораторский пыл одних и активизировать других)».

В практике работы Молодежного Центра прав человека и правовой культуры выработались приемы для упорядочивания свободной дискуссии.

«Голоса»

Этот прием подходит для классов, где есть несколько очень активных учеников, которые обычно подавляют остальных.

Каждому участнику дискуссии выдается несколько карточек-«голосов». Одна карточка одно высказывание. Высказался отдал карточку ведущему. Когда закончатся карточки у самых говорливых, смогут сказать более тихие.

«Карточки-сигналы»

Для каждого участника дискуссии готовится целый набор карточек-сигналов: зеленая карточка покажет согласие с говорящим, красная — несогласие, карточка со знаком вопроса желание задать вопрос, с восклицательным знаком — высказаться самому. А можно придумать карточку призыв к тишине, если участники дискуссии говорят все сразу и не слушают друг друга.

«Микрофон»

Учитель вызывает учеников, которые изображают, что они говорят в микрофон. Ребята не могут вскакивать и кричать, поскольку право говорить имеет только тот, у кого микрофон (символический).

Иначе этот прием называется «Жезл оратора»: маленькая игрушка, мячик, палочка все это может стать «жезлом оратора». Говорить может только тот, у кого он в руке. Сказал и передал следующему.

«Речевой этикет»

Очень часто, горя желанием высказать свою точку зрения, ребята не слушают друг друга и повторяют то, что уже было несколько раз сказано. Для того чтобы ребята слушали чужие выступления, можно ввести правило. Каждый, кто хочет что-то сказать, должен начать со слов: «Как сказал мой уважаемый коллега .» — и дальше кратко изложить суть точки зрения предыдущего оратора. «Я же считаю, что .» продолжает говорящий и излагает свое мнение. Обращения «мой уважаемый коллега» или «уважаемый предыдущий оратор» обычно очень нравятся детям.

Роли (смысловые и организационные)

Еще один прием, позволяющий включить в работу самых разных ребят, — предлагать участникам дискуссии какие-то роли. Они могут быть как организационными, так и смысловыми.

К организационным ролям можно отнести роль «протоколиста», кратко записывающего идеи на доске или бумаге; «хронометриста», следящего за продолжительностью выступления; «ответственного за материалы», в нужный момент раздающего участникам дискуссии листы с текстами или по мере надобности приводящего факты из этих материалов.

Смысловые роли определяют то, как будут вести себя участники дискуссии: «во всем сомневающийся», «всем восторгающийся».

«Разговор по кругу»

Один из простейших способов структурирования дискуссии -

«Разговор по кругу». Вот несколько способов организации такой дискуссии.

«Карусель»

«Учащиеся высказывают свои мнения по кругу, как сидят, и каждый имеет не больше, например, трех минут. Учитель дает инструкцию:

а) назвать вольные ассоциации по теме;

б) высказать одну из возможностей решения заданной проблемы и обосновать свое мнение;

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Идея личностно-деятельностного подхода
Рассмотрим основные характеристики личностно-деятельностного подхода. Первая характеристика заключается в приоритетности личностно-смысловой сферы школьника, учителя в образовательном процессе. Иначе, на первое место выдвигается личностно-смысловая сфера ребенка, механизмы образования личностного о ...

Этапы становления технологического образования в России
Ручной труд изучается в общеобразовательных школах начиная с 60-х годов XIX века. Впервые ручной труд как учебный предмет стал преподаваться в школах Финляндии. В 1866 году ручной труд начал вводится во все финские начальные школы и учительские семинарии в качестве обязательного учебного предмета. ...

Из истории становления права как учебной дисциплины
Ценность познания окружающей действительности люди осознали еще в глубокой древности. Например, у египтян и шумеров особо чтили тех, кто умел писать и читать. Эти люди всегда занимали важные посты в государстве и считались носителями мудрости. Первыми учителями в общепринятом понимании этого слова ...

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.creativeeducation.ru