Методики правового обучения в практике работы школ

Развитие образования » Теория и методика обучения праву » Методики правового обучения в практике работы школ

Страница 6

Вместе с учениками выберите в качестве источника рассказ, репродукцию, стихотворение, карикатуру или фильм. Например, если класс изучает тему «Права ребенка в семье», может быть использована фотография ребенка-беженца.

Ученики внимательно изучают выбранный источник (читают, рассматривают). Затем передают эту информацию новыми средствами. Если они хотят добавить что-то, чего не было в оригинале, то должны объяснить почему.

Ученики представляют новый вариант воспроизведения информации.

Это может быть:

«радиопьеса», записанная на пленке;

короткое литературное произведение, например рассказ;

юмористический рассказ в картинках;

повествовательная (эпическая) поэма;

картина;

коллаж из вырезок и фотографий;

выставка или стенд в классе.

В системе правозащитных методик выделяют уроки-практикумы. Методика их проведения разработана правозащитными организациями. Приведем в качестве примера модель такой формы занятия, которая была апробирована в Перми.

«Практикум «защити свои права»

Предварительная подготовка. Подготовить карточки с заданиями. Непосредственно перед началом урока выдать описания соответствующих правозащитных методик и технологий. Можно это сделать и заранее, предложив разработку игровой ситуации как домашнее задание.

Ход практикума.

Вариант 1.

Каждая группа получает карточки с описанием ситуаций, связанных с нарушениями прав человека.

Учащиеся разыгрывают игровые ситуации.

Обсуждается, чей способ решения проблемы эффективнее защищает нарушенные права.

Вариант 2.

Учащиеся, разбившись на 3-4 группы, разыгрывают свои игровые ситуации, опираясь на собственный опыт и здравый смысл. Затем следует организовать общее обсуждение. В обсуждении участвуют 1-2 эксперта, которые заранее получили и изучили соответствующие методики.

Варианты игровых ситуаций:

а) Подростка вечером на улице остановил милиционер и отвел в отделение милиции. Там выяснилось, что его подозревают в совершенном неподалеку от места задержания преступлении, поскольку его приметы совпадают с описаниями примет преступника, данных свидетелями. Следователь стремится получить соответствующие показания. Что делать?

Возможные роли: подросток, его родители, сотрудники милиции, свидетели.

б) Семья (глава семьи — чеченец, его жена — русская, двое детей) бежала из Грозного, так как оставаться там было опасно. Приехали в Пермь, думая, что остановятся у родственников жены. Однако оказалось, что те уехали в неизвестном направлении. Что делать? Где жить?

Возможные роли: члены семьи, соседи уехавших родственников, чиновники.

в) Молодой человек желает реализовать свое права на альтернативную гражданскую службу, поскольку он не приемлет никакого насилия и является убежденным сторонником идеологии пацифизма. Что он может предпринять?

Возможные роли: молодой человек, его друзья, представители правозащитных организаций, военкомата, милиции, работники судов.

Для проведения урока подобным образом учитель знакомит учеников с правозащитными методиками. Группам предлагается прочитать правовой материал.

«Допустим, что вас пригласили пройти в отделение милиции. Что делать?

Прежде всего работник милиции обязан вам представиться (назвать свое звание, фамилию и отделение милиции) и объяснить, чем вызвано его обращение к вам. Особенно это касается работников правоохранительных органов в штатском.

Выясните, в качестве кого вам предлагают «пройти» — приглашенного или задержанного.

Если вы приглашенный, вы можете быть приглашены как очевидец происшествия или понятой, но понятым может быть только совершеннолетний. Приглашение необязательно для вас. Вы можете его принять или отказаться. Все зависит от вас.

Внимание! Если вы приглашенный, работник милиции может записать ваши объяснения. Объяснения — не показания! За отказ и дачу ложных объяснений нельзя привлечь ни к какой ответственности.

Если вы задержанный:

— идти все равно придется, иначе вас приведут;

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Диагностика сформированности навыков монологической речи у учащихся в средних классах
В ходе анализа теоретических исследований по проблеме формирования коммуникативных умений и навыков у учащихся средней школы мы, прежде всего, определили важность коммуникативного общения в повседневной жизни. От умения человека общаться зависят успешность профессиональной деятельности, активность ...

Классификация наглядных пособий по биологии
Основным методом изучения биологии в школе является наблюдение. Однако не всегда можно провести наблюдения предметов и явлений природы в естественном состоянии. В этом случае необходимые представления и понятия могут быть сформированы с помощью наглядных средств обучения. Средства наглядности на ос ...

Критерии отбора старшеклассников для подготовки к исследовательской деятельности во внеклассной учебной работе
В настоящее время организация исследовательской деятельности учащихся средних общеобразовательных учебных заведений считается одним из основных путей развития интеллектуально-творческих способностей и одаренности учеников. Исследовательская деятельность дает учащимся творческий импульс к постоянном ...

Навигация

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.creativeeducation.ru