По окончании экспериментального обучения мы провели диагностику представлений студентов о сущности процесса обучения школьников самообразовательной деятельности. Были исследованы две группы студентов: группа студентов, участвовавшая в экспериментальном обучении (экспериментальная) и группа студентов, не задействованная в экспериментальном обучении (контрольная). В понятие «представление» мы включили: осознание студентами сущности процесса обучения; осознание особенностей процесса обучения самообразовательной деятельности; осознание значимости для школьников владения этим видом деятельности; потребность овладеть умениями обучения школьников этому виду деятельности.
В экспериментальной группе диагностика проводилась до и после экспериментального обучения. В контрольной группе экспериментальное обучение не имело места. Мы диагностировали студентов этой группы до начала изучения основных курсов (педагогика, психология, методики преподавания) и по завершении изучения данных дисциплин.
При анализе представлений студентов о сущности процесса обучения школьников самообразовательной деятельности мы определили три уровня: высокий, средний и низкий.
К высокому уровню мы отнесли тех студентов, которые осознанно отнеслись к процессу обучения школьников самообразовательной деятельности: понимают необходимость обучения школьников самообразовательной деятельности; осознают, что им необходимо владеть умениями обучения школьников этому виду деятельности; понимают, что для современного школьника владение самообразовательной деятельностью является жизненной потребностью; воспринимают как ценность владения школьниками умениями самообразовательной деятельности; испытывают интерес и потребность в овладении умениями обучать школьников этому виду деятельности.
К среднему уровню сформированно- сти у студентов представлений о сущности процесса обучения школьников самообразовательной деятельности мы отнесли тех студентов, у которых: проявлялось осознание значимости и сущности процесса обучения в целом, но они затруднялись в анализе особенностей процесса обучения самообразовательной деятельности. Они осознают значимость для школьников владения этим видом деятельности, но не проявляют высокой потребности в овладении умениями обучения школьников этому виду деятельности.
К низкому уровню представлений о сущности процесса обучения школьников самообразовательной деятельности мы отнесли студентов, не имеющих четких представлений о сущности процесса обучения, а отсюда, не способных увидеть особенности процесса обучения самообразовательной деятельности. Они осознают значимость для школьников владеть умением самообразовательной деятельности, но не испытывают ни интереса, ни потребности в обучении школьников этому виду деятельности.
Основным инструментарием педагогической диагностики выступали такие методы, как анализ выполненных студентами заданий, анкетирование, контрольные срезы знаний о сущности процесса обучения школьников самообразовательной деятельности.Таблица №1.
Уровни сформированности готовности к обучению школьников самообразовательной деятельности у студентов экспериментальной группы до и после обучающего эксперимента (98 человек)
Период проведения/ уровни личностных качеств |
Высокий |
Средний |
Низкий |
До обучающего эксперимента |
10,8% |
19% |
70,2% |
После обучающего эксперимента |
23,4% |
34,4 % |
42,2% |
Из материалов таблицы видно, что в экспериментальной группе имеет место положительная динамика: хотя и не высокий процент повышения высокого и среднего уровней, но все же он имеет место.
Таблица №2.
Уровни сформированности представлений о сущности процесса обучения школьников самообразовательной деятельности у студентов контрольной группы до начала изучения основных курсов (педагогика, психология, методики преподавания) по завершении изучения данных дисциплин (102 человека)
Период проведения/ уровни личностных качеств |
Высокий |
Средний |
Низкий |
До обучающего эксперимента |
12,8% |
20% |
67,2% |
После обучающего эксперимента |
13,4% |
24,4 % |
62,2% |
Способы реализации и планирование межпредметных связей в обучении
математики и биологии
Использование межпредметных связей - одна из наиболее сложных методических задач учителя математики. Она требует знаний содержания программ и учебников по другим предметам. Реализация межпредметных связей в практике обучения предполагает сотрудничество учителя с учителями химии, физики, посещения о ...
Роль и место развития пространственного мышления на уроках черчения
На основе длительных теоретических и экспериментальных исследований для определения сформированности у учащихся пространственного представления, их полноты, осмысленности, действительности, научности, в качестве критерия оценки Н.Д. Мацько предлагает принять следующие умения: 1. Распознавать данный ...
Возрастные особенности дошкольников 3-7 лет
Дошкольное детство – совершенно особенный период развития ребенка. А. Н. Леонтьев дает следующую общую характеристику дошкольного детства: «Это период первоначального фактического склада личности, период развития личностных «механизмов» поведения. В дошкольные годы развития ребенка завязываются пер ...