Обучение студентов организации самообразовательной деятельности школьников

Развитие образования » Обучение студентов организации самообразовательной деятельности школьников

Страница 2

По окончании экспериментального обучения мы провели диагностику представлений студентов о сущности процесса обучения школьников самообразовательной деятельности. Были исследованы две группы студентов: группа студентов, участвовавшая в экспериментальном обучении (экспериментальная) и группа студентов, не задействованная в экспериментальном обучении (контрольная). В понятие «представление» мы включили: осознание студентами сущности процесса обучения; осознание особенностей процесса обучения самообразовательной деятельности; осознание значимости для школьников владения этим видом деятельности; потребность овладеть умениями обучения школьников этому виду деятельности.

В экспериментальной группе диагностика проводилась до и после экспериментального обучения. В контрольной группе экспериментальное обучение не имело места. Мы диагностировали студентов этой группы до начала изучения основных курсов (педагогика, психология, методики преподавания) и по завершении изучения данных дисциплин.

При анализе представлений студентов о сущности процесса обучения школьников самообразовательной деятельности мы определили три уровня: высокий, средний и низкий.

К высокому уровню мы отнесли тех студентов, которые осознанно отнеслись к процессу обучения школьников самообразовательной деятельности: понимают необходимость обучения школьников самообразовательной деятельности; осознают, что им необходимо владеть умениями обучения школьников этому виду деятельности; понимают, что для современного школьника владение самообразовательной деятельностью является жизненной потребностью; воспринимают как ценность владения школьниками умениями самообразовательной деятельности; испытывают интерес и потребность в овладении умениями обучать школьников этому виду деятельности.

К среднему уровню сформированно- сти у студентов представлений о сущности процесса обучения школьников самообразовательной деятельности мы отнесли тех студентов, у которых: проявлялось осознание значимости и сущности процесса обучения в целом, но они затруднялись в анализе особенностей процесса обучения самообразовательной деятельности. Они осознают значимость для школьников владения этим видом деятельности, но не проявляют высокой потребности в овладении умениями обучения школьников этому виду деятельности.

К низкому уровню представлений о сущности процесса обучения школьников самообразовательной деятельности мы отнесли студентов, не имеющих четких представлений о сущности процесса обучения, а отсюда, не способных увидеть особенности процесса обучения самообразовательной деятельности. Они осознают значимость для школьников владеть умением самообразовательной деятельности, но не испытывают ни интереса, ни потребности в обучении школьников этому виду деятельности.

Основным инструментарием педагогической диагностики выступали такие методы, как анализ выполненных студентами заданий, анкетирование, контрольные срезы знаний о сущности процесса обучения школьников самообразовательной деятельности.Таблица №1.

Уровни сформированности готовности к обучению школьников самообразовательной деятельности у студентов экспериментальной группы до и после обучающего эксперимента (98 человек)

Период проведения/ уровни личностных качеств

Высокий

Средний

Низкий

До обучающего эксперимента

10,8%

19%

70,2%

После обучающего эксперимента

23,4%

34,4 %

42,2%

Из материалов таблицы видно, что в экспериментальной группе имеет место положительная динамика: хотя и не высокий процент повышения высокого и среднего уровней, но все же он имеет место.

Таблица №2.

Уровни сформированности представлений о сущности процесса обучения школьников самообразовательной деятельности у студентов контрольной группы до начала изучения основных курсов (педагогика, психология, методики преподавания) по завершении изучения данных дисциплин (102 человека)

Период проведения/ уровни личностных качеств

Высокий

Средний

Низкий

До обучающего эксперимента

12,8%

20%

67,2%

После обучающего эксперимента

13,4%

24,4 %

62,2%

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Способы реализации и планирование межпредметных связей в обучении математики и биологии
Использование межпредметных связей - одна из наиболее сложных методических задач учителя математики. Она требует знаний содержания программ и учебников по другим предметам. Реализация межпредметных связей в практике обучения предполагает сотрудничество учителя с учителями химии, физики, посещения о ...

Роль и место развития пространственного мышления на уроках черчения
На основе длительных теоретических и экспериментальных исследований для определения сформированности у учащихся пространственного представления, их полноты, осмысленности, действительности, научности, в качестве критерия оценки Н.Д. Мацько предлагает принять следующие умения: 1. Распознавать данный ...

Возрастные особенности дошкольников 3-7 лет
Дошкольное детство – совершенно особенный период развития ребенка. А. Н. Леонтьев дает следующую общую характеристику дошкольного детства: «Это период первоначального фактического склада личности, период развития личностных «механизмов» поведения. В дошкольные годы развития ребенка завязываются пер ...

Навигация

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.creativeeducation.ru