Результаты, приведенные в таблице, свидетельствуют о том, что студенты, которые не принимали участия в экспериментальном обучении, показали более низкие результаты по сравнению со студентами экспериментальной группы. У студентов контрольной группы показатели значительно ниже как до изучения цикла психолого — педагогических и методических дисциплин, так и после изучения этих дисциплин.
Таким образом, усложнение содержания обучения и методики организации учебного процесса выступали серьезными факторами формирования у студентов представлений, а значит, и готовности к обучению школьников самообразовательной деятельности.
Следующим направлением подготовки студентов к обучению школьников самообразовательной деятельности явилось их участие в работе курса по выбору «Актуальные проблемы самообразовательной деятельности школьников».
Изучениепсихолого-педагогических основ формирования у студентов готовности к обучению школьников самообразовательной деятельности учащихся было направлено на формирование у будущих учителей научно обоснованных представлений о закономерностях протекания мыслительной деятельности школьников, возрастных возможностях самоуправления и самоорганизации в самообразовательной деятельности.
Содержание курса по выбору для экспериментальной группы было определено в соответствии с полученными на констатирующем этапе исследования результатами, свидетельствовавшими о том, что содержание вузовского обучения в целом имеет незначительное воздействие на формирование готовности студентов к обучению школьников самообразовательной деятельности.
В работе данного курса по выбору принимала участие экспериментальная группа студентов в количестве 98 человек.
Ниже мы приводим программу курса по выбору «Актуальные проблемы самообразовательной деятельности школьников».
Таблица 3.
Программа курса по выбору «Актуальные проблемы самообразовательной деятельности школьников»
Наименование разделов и тем |
Лекции |
Семинарские и практические занятия |
Консуль тации |
СРС |
Вводное занятие |
1 | |||
Раздел I. Актуальные психологопедагогические проблемы самообразовательной деятельности школьников | ||||
Тема 1. Сущность самообразовательной деятельности и роль в развитии личности школьника |
4 |
2 |
6 | |
Тема 2. Психолого-педагогические основы формирования самообразовательной деятельности школьников |
3 |
2 |
6 | |
Раздел II. Методика формирования самообразовательной деятельности школьников | ||||
Тема 1. Дидактические основы управления самообразовательной деятельностью школьников |
2 |
1 |
2 |
1 |
Тема 2. Методы и формы обучения школьников самообразовательной деятельности |
4 |
2 |
2 |
4 |
Тема 3. Педагогическая диагностика уровня самообразовательной деятельности школьников |
2 |
1 |
3 | |
ВСЕгО: |
16 |
8 |
4 |
20 |
ВСЕгО: 48 час |
Развитие мышления и мотивации на уроке «открытия» нового знания
Выделяются четыре типа уроков в зависимости от их целей [35]: уроки «открытия» нового знания; уроки рефлексии; уроки общеметодологической направленности; уроки развивающего контроля. На уроках «открытия» нового знания организуется процесс самостоятельного построения детьми нового знания. На уроках ...
Уровни профессиональной компетентности
и духовности специалиста культуры
Профессиональные умения основываются на знаниях. Знания, в том числе профессиональные знания классифицируются по разным основаниям: - по уровням обобщения (В.П. Беспалько, А.М. Новиков): 1. Непосредственные (чувственные, образные) знания на уровне восприятий и представлений. 2. Феноменологические, ...
Анализ опыта учителей по
развитию воли младших школьников
В процессе работы над проблемой было важно ознакомиться с опытом работы учителей по развитию воли у младших школьников во внеурочной деятельности. Для этого мы изучили материал в журналах «Начальная школа», «Воспитание школьников», проанализировали статьи, в которых учителя делятся своим опытом раб ...