Обучение студентов организации самообразовательной деятельности школьников

Развитие образования » Обучение студентов организации самообразовательной деятельности школьников

Страница 4

самообразовательный студент профессиональный компетенция

Курс по выбору строился с учетом требований целостности, постепенного вхождения студентов в проблему обучения школьников самообразовательной деятельности, усвоения студентами научно-теоретических, а затем методических основ формирования самообразовательной деятельности школьников. Студенты знакомились с содержанием понятий «самообразовательная деятельность», «мониторинг сформирован- ности самообразовательной деятельности», «психолого-педагогические условия эффективности обучения самообразовательной деятельности».

Студенты знакомились с приемами организации активной мыслительной деятельности школьников, приобретали умения обучать школьников анализировать учебный материал, интерпретировать его, находить главное и второстепенное в прочитанном материале. Формирование самообразовательной деятельности как важнейшей характеристики интеллектуального потенциала личности связано со способностью целостного восприятия и оценки знаний, умений выделять понятийную структуру и логику материала в соответствии с поставленными целями и задачами.

Организация педагогической системы формирования у студентов готовности к обучению школьников самообразовательной деятельности была направлена на приобретение студентами научно обоснованных представлений об управлении самообразовательной деятельностью школьников.

Основными формами работы курса по выбору явились: лекции, семинарские и практические занятия, выполнение исследовательских заданий.

Основное место в работе курса по выбору отводилось методу проблемногообучения студентов. Проблема, как субъективно новая учебно-познавательная задача, не только воспроизводит диалектическое противоречие в изучаемой области действительности, но и отражает противоречия в процессе познания объекта субъектом.

Проблемная ситуация — центральное понятие проблемного обучения — представляет собой характеристику состояния познавательной деятельности субъекта учения. Процесс учения проходил в системе: переход от одной проблемной ситуации к другой, охватывая различные стороны содержания учебного материала. Проблемные ситуации по-разному задавались преподавателем — в виде проблемных вопросов, проблемных задач, характеристики проблемных областей изучаемой дисциплины. Все они требовали высокого уровня интеллектуального развития студентов и воспринимались ими как важная система приобретения знаний, что находило познавательное воплощение в активности студентов.

Поскольку данный курс по выбору был направлен на подготовку студентов к обучению школьников самообразовательной деятельности то, помимо усвоения теоретического материала, изучения основных положений о самообразовательной деятельности школьников, студенты овладевали организационно-методическими знаниями и умениями по формированию у школьников умений самообразовательной деятельности. В содержание курса по выбору было включено ознакомление студентов с наиболее эффективными методическими приемами проблемного и развивающего обучения, направленными на развитие познавательной активности и самостоятельности школьников, умений педагогической диагностики данного качества у учащихся.

Творческий потенциал учебной деятельности студентов во время практических занятий развертывался в ходе самостоятельной разработки заданий, направленных на стимуляцию самообразовательной деятельности школьников. С этой целью проводился анализ содержания раздела программы «Методика формирования у школьников умений самообразовательной деятельности», анализировались планы для разных классов и разных направлений подготовки, студенты выявляли направленность той или иной темы и раздела программы для постановки целей формирования самообразовательной деятельности школьников. Рассматривались возможности постановки задач самостоятельного познавательного поиска, познавательной активности школьников.

На семинарских и практических занятиях студенты заслушивали рефераты и сообщения, проводили аннотирование и критический анализ научной и методической литературы по проблемам самообразовательной деятельности школьников, обсуждение актуальных проблем методики преподавания. Кроме того, студенты выполняли задания по изготовлению дидактического материала для обучения школьников самообразовательной деятельности. Ими могли быть, по выбору студентов, модели, наглядные технологические карты и др.

В качестве учебных заданий студенты разрабатывали творческие проекты по обучению школьников самообразовательной деятельности. Творческий проект как инновационный метод обучения требует от студентов высокого уровня интеллектуальных умений, владения умениями самообразовательной деятельности. Студенты должны в ходе разработки творческих проектов продемонстрировать эти умения.

В качестве важного экспериментального приема активизации учебной деятельности студентов выступали учебные микротренинги, в рамках которых студенты самостоятельно разрабатывали задания по обучению школьников самообразовательной деятельности. Затем студенты демонстрировали часть «урока» с элементами обучения школьников самообразовательной деятельности. Учебные микротренинги выступали в функции деловой игры-тренинга, служа в то же время целям педагогической диагностики типичных ошибок и основных достижений студентов, становления уровней их готовности к формированию самообразовательной деятельности школьников. Проведение учебного микротренинга требовало от студентов отбора содержания учебного материала и способа его изложения, формулирования цели и задач перед учениками по осуществлению самообразовательной деятельности, выбора эффективных приемов и форм передачи учебного материала. Микротренинги снимали напряжение и воспринимались студентами с большим интересом. В рамках данной организационной формы студенты выполняли функции учителя во всей их полноте, хотя и в рамках учебной микроситуации. Формирование самообразовательной деятельности школьников выступало в качестве одной из важных педагогических задач, в процессе решения которой они приобретали знания и умения управления познавательной деятельностью школьников.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Работа над сознательностью чтения
Сознательность в общем виде может быть определена как понимание прочитанного. Однако в методике этот термин употребляется в двух значениях: 1) применительно к овладению самим процессом чтения (техникой чтения); 2) применительно к чтению в более широком смысле (Т.Г. Рамзаева). Когда говорят о сознат ...

Уровни профессиональной компетентности и духовности специалиста культуры
Профессиональные умения основываются на знаниях. Знания, в том числе профессиональные знания классифицируются по разным основаниям: - по уровням обобщения (В.П. Беспалько, А.М. Новиков): 1. Непосредственные (чувственные, образные) знания на уровне восприятий и представлений. 2. Феноменологические, ...

Профильная подготовка, её значение в правильном выборе профессии
Практико-ориентационные курсы их значение в проф. самоопределении. Профильная подготовка помогает формированию личности. Нам помогают сориентироваться во многих сферах деятельности различные учебные заведения, например, Центр Образования № 1. Профильная подготовка, а именно курс «психология самопоз ...

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.creativeeducation.ru