Речевое развитие глухих и слабослышащих детей

Развитие образования » Влияние нарушений слуха на развитие речи ребенка » Речевое развитие глухих и слабослышащих детей

Страница 3

Требование к речи слышащего ребенка при его поступлении в школу возрастает. Его речь становится предметом внимания не только учителя, но и всего класса. И все имеющиеся недостатки речи сразу подмечаются и исправляются. Ребенок впервые начинает изучать язык как предмет. Грамматические законы и правила, которыми до этого он пользовался чисто практически, также становится предметом специального изучения. Ребенку объясняют, почему нужно говорить и писать так, а не иначе. В школе впервые дается анализ элементов речи, речевой текст делится на предложения, слова, слоги, звуки, буквы, дается понятие о каждом из этих элементов.

Поступая в школу, ребенок впервые знакомиться с новой для него формой письменной речи. Эта речь формируется и развивается на базе устной речи, недостатки которой могут отразиться и на овладении письменной речью, грамотой. В школьный период продолжается обогащение и накопление словаря, растет его количественный состав, уточняются и расширяются знания уже имевшихся слов. Сложный психологический процесс представляет собой и овладение чтением. У слышащего ребенка все это происходит на базе накопленного речевого материала.

Глухой же ребенок приходит в школу или вообще без речи, или с очень незначительным запасом слов и навыков речи. Поэтому процесс обучения и формирования речи у него коренным образом отличается от подобного процесса в массовой школе. Задача сурдопедагога очень сложна. В большинстве случаев он начинает формирование речи с постановки звуков, накопления словаря, объяснения элементарных правил и грамматических законов построения простейших словосочетаний.

По-разному идет у глухого и слышащего овладение и устной, и письменной речью. У слышащего овладение устной речью, как правило, опережает овладение письменной речью, у глухого эти процессы могут идти параллельно, а иногда навыки письменной речи усваиваются быстрее, нежели устной. Первые слова и предложения даются глухим для общего восприятия в письменной форме на карточках.

С психологической точки зрения письменная речь является более сложной, более отвлеченной и абстрактной. Овладение ею для слышащего представляет значительно большие трудности, чем овладение устной речью. Что же касается глухого ребенка, то здесь дело обстоит по-иному. Письменная речь, несмотря на трудности, имеет для него некоторые преимущества перед устной, поскольку она не требует наличия слуха, а воспринимается с помощью зрения.

Несколько по-иному, но также специфично идет речевое развитие таких категорий детей с нарушениями слуха, как позднооглохшие (глухие, сохранившие речь) и слабослышащие.

Позднооглохшие дети, за редкими исключениями, сохраняют уже сформировавшуюся речь. Главная задача в их обучении состоит в том, чтобы сохранить и развить дальше имеющуюся у них речь. А для этого очень важно научить их правильно и хорошо считывать с губ речь говорящих, поддерживать с ними общение с помощью устной речи.

Слабослышащий ребенок может овладевать речью в значительной мере самостоятельно в зависимости от степени тугоухости. При легкой степени тугоухости он иногда может обучаться и в массовой школе. При тяжелой степени тугоухости ребенок занимает как бы пограничное положение между глухим и слабослышащим, приближаясь, однако, к глухому. Он не может самостоятельно овладеть полноценной речью. Для него, как и для глухого, требуются специальные условия обучения. Его речь отличается значительными фонетическими недостатками, которые выражаются в искажении, замене, пропуске отдельных звуков. Очень беден и ограничен словарный запас. Для письменной речи характерны дисграфии и агромматизмы. Недостатки устной речи проявляются и в письме: он пропускает, заменяет отдельные буквы и слоги. Слабослышащий, так же как и глухой, делает много ошибок в употреблении грамматических связей слов в предложении, неверно согласует слова, употребляет неправильные грамматические формы глагола, падежа, числа и др.

Страницы: 1 2 3 

Методика формирования словаря на занятии и вне занятия
Как правило, в беседе используется целый комплекс приемов обучения. Это объясняется многообразием воспитательно-образовательных задач. Одна группа специфичных приемов обеспечивает работу детской мысли, помогает строить развернутые суждения; другая облегчает поиск точного слова, запоминание его и т. ...

Развитие наглядно-образного мышления детей средствами конструирования из бумаги
«Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев» В.А. Сухомлинский. Искусство оригами известно с давних времён. Впервые оно зародилось в Китае - на родине возникновения бумаги. Позже распространилось в Японии. «Оригами» в переводе с японского - «ори» - бумага, «ками» - складывать. В настоящее время м ...

Понятие творчества в рамках учебного процесса
Большинство психологов (Б.Г.Ананьев, Д.Б.Богоявленский, П.Я. Гальперин, Л.С. Выготский, Е.Н. Кабанова-Меллер, А.Н. Леонтьев, В.Ф. Паламарчук, Я.А. Пономарев, С.Л. Рубинштейн, Ю.А. Самарин, В.И. Слободчиков, С.Д. Смирнов) считают, что творчество - это продукт мыслительной деятельности, причем резуль ...

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.creativeeducation.ru