Речевое развитие глухих и слабослышащих детей

Развитие образования » Влияние нарушений слуха на развитие речи ребенка » Речевое развитие глухих и слабослышащих детей

Страница 2

Быстро идет и накопление словарного запаса. К двум годам в активном словаре слышащего ребенка около трехсот слов, к трем годам – около тысячи и к пяти – шести годам почти три тысячи. Правда, в этот период ребенок понимает и употребляет слова очень своеобразно. Часто он сам выдумывает и изобретает свои слова по аналогии: «намакаронился», «задверил руку», «брюки нахмурились», «голова босиком» и т.п. (наблюдения Чуковского). В процессе речевой практики идет и овладение грамматическим строем языка. Никто специально пока не обучает ребенка грамматики. Однако основные законы и грамматические нормы языка практически усваиваются еще до поступления в школу: правильно употребляются грамматические связи слов в предложении – согласование, управление, примыкание, правильно употребляются предлоги, формы глагола, формы падежей.

Некоторые ошибки, которые допускает слышащий ребенок в этом возрасте, лишь подтверждают, что он уже сознательно задумывается над некоторыми грамматическими формами и в целом правильно усвоил модель словосочетаний. Так, еще не зная исключений, он «исправляет» взрослых и говорит: «Поедем не в метро, а в метре», « Пришивают пуговицу не к пальто, а к пальте» и т.п. Идет овладение и грамматическим строем предложения. Сначала предложение ребенка может состоять из одного слова. Затем появляются двучленные и трехчленные предложения, которые состоят не только из главных, а и второстепенных членов. И позже появляются сложные грамматические конструкции с сочинительными и подчинительными союзами. Все это говорит также об усложнении форм и процессов развивающегося мышления.

Как видно из вышесказанного, речевое развитие нормально развивающегося ребенка идет на основе слуха, на основе богатой речевой практики. Совершенно по-иному идет речевое развитие глухого ребенка. Он не слышит речи окружающих, не может ей подражать и поэтому не может научиться говорить сам.

Но потребность говорить, что-то спросить, выразить свои мысли, желания у него не меньше, чем у слышащего. Эта потребность порождает своеобразную систему общения, коренным образом отличную от речевой системы – мимику и жесты. Маленький глухой ребенок прибегает для выражения своих мыслей сначала к его естественным мимическим жестам и знакам, а потом изобретает и искусственные. Отсутствие речи, ограниченность и бедность речевой практики лишают его возможности перенимать опыт взрослых, усваивать новые понятия. Все это накладывает отпечаток на общее развитие ребенка в целом. И чем старше возраст, тем больше разрыв между глухим и слышащим. Правда, он может быть компенсирован в значительной мере, если создать для глухого соответствующие специальные условия обучения. Раньше обучение речи глухого ребенка начиналось только с поступления в школу, сейчас созданы специальные детские сады, где обучение речи и формирование понятий у детей начинается с раннего возраста. Такие дети приходят в школу уже со значительными навыками словесной речи, что облегчает процесс ее формирования в школьный период. Они могут поступать сразу в 1 класс, минуя приготовительный.

В школьный период речевого развития различие между глухим и слышащим ребенком продолжает оставаться, хотя к старшим классам несколько уменьшается.

Страницы: 1 2 3

Классификация уроков нетрадиционной формы для обучения лексике
Мы установили, что нестандартные уроки преследуют общую цель: поднять интерес обучаемых к учебе и, тем самым, повысить эффективность обучения. Для обучающихся это возможность развивать свои творческие способности, оценивать роль знаний и увидеть их применение на практике, ощутить взаимосвязь разных ...

Язык как знаковая система
Язык - это знаковая, коммуникативно-познавательная система. Коммуникативная - значит система общения. Познавательная - значит средство познания. Что значит знаковая? Что такое знак? В действительности обмен информации в человеческом обществе строится на прямо противоположном принципе: адресату сооб ...

Методические рекомендации для учителей английского языка по включению виртуальных туров в процесс обучения монологической речи
На основании исследования проблемы формирования, отработки и совершенствования, а также контроля навыков разговорной речи на уроках иностранного языка, нами были разработаны методические рекомендации для учителей английского языка по включению виртуальных туров в процесс обучения монологической реч ...

Навигация

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.creativeeducation.ru