В данной главе раскрывается опыт формирования межкультурной коммуникации в системе гражданского воспитания школьников. Для этого, во-первых, анализируется образовательная ситуация. Во-вторых, характеризуется формирование межкультурной коммуникации. В-третьих, формулируются методические рекомендации учителям по гражданскому воспитанию на уроках иностранного языка и во внеурочное время.
Цель данного исследования - раскрыть возможности системы гражданского воспитания в решении проблемы формирования межкультурной коммуникации школьников.
Для достижения цели проводилось исследование на базе средней общеобразовательной школы г. Вельска №4 в 8-9 классах.
Исследование проводилось в три этапа:
1 этап- диагностический - заключался в анализе образовательной ситуации в базовой школе в период прохождения преддипломной практики. Была исследована система работы школы по гражданскому воспитанию.
2 этап- развивающий. На этом этапе был проведен ряд занятий, которые должны были оказать положительное влияние на развитие и повышение уровня культуры межнациональных отношений и гражданского воспитания школьников.
3 этап- заключительный - основывался на обобщении результатов исследования и составлены методические рекомендации.
При анализе образовательной ситуации были использованы следующие методы: беседа, метод наглядности, анализ учебной литературы и письменных работ учащихся, анкетирование. Изучение полученной информации позволило выделить некоторые существенные особенности этой ситуации.
На 1 этапе нашей работы ставилась цель: выявить уровень гражданского воспитания у школьников. Была разработана и проведена анкета, результаты которой оказались следующие: На вопрос «Считаете ли вы себя гражданином»? были получены следующие ответы:
Таблица 1 – Суждения школьников о том, считают ли они себя гражданами
да |
Нет |
Частично |
Не знаю |
53,8% |
7,6% |
23,2% |
15,4% |
Как видно из таблицы, больше половины ребят уверенно ответили, что считают себя гражданином России.
На вопрос «Кто, на ваш взгляд, в большей степени повлиял на формирование ваших гражданских чувств» были получены следующие результаты:
Таблица 2 – Выявление сферы влияния на формирование гражданских чувств
Родители |
Окружающие люди |
СМИ |
Органы власти |
Не ответил | |
29,6% |
26% |
18,5% |
22,2% |
0 |
3,7% |
Подводя итоги, можно сказать, что наибольшее влияние оказывают школа и родители, меньшее влияние – СМИ, окружающие люди. Особое положение занимают молодежные организации, так как необходимо процентное соотношение между представителями организаций и молодежью, не посещающей их.
На вопрос о том, какие качества должны присутствовать у гражданина, и просьбу определить, насколько эти качества развиты у самого ученика, были получены следующие результаты: наибольшую значимость ученики придают уверенности в себе – 40,7%. Вторую по значимости строчку заняли воля и честность, отмеченные 37%. Третье место занимают активная жизненная позиция, умение осуществлять самоконтроль (составляющая воли), смелость (также составляющая воли), чуткость. Волевые качества, как и ранее, получили высокую оценку; активная жизненная позиция – 33,3% воспитанников. Больше половины учеников также отмечали такие качества, как здоровье, любовь, наличие друзей (эмоциональная поддержка, опора, совесть), стремление к познанию (образованность), свободу, счастливую семейную жизнь, воспитанность, жизнерадостность, исполнительность, независимость (так исполнительность или независимость?), ответственность, терпимость. Некоторая противоречивость полученных данных может служить хорошей основой для глубоких бесед о гражданской позиции с учащимися и представляет, пожалуй, наиболее интересный результат данной анкеты.
Вариативные модели адаптивной школы
Определение сущности адаптивной школы позволяет сделать вывод о том, что в реальной практике возможны любые модели ее построения на основе учета социокультурных и педагогических условий региона. Адаптивность школы в этом случае проявляется в ее способности устанавливать соответствие между спектром ...
Средства формирования культуры поведения у старших
дошкольников
Методика «Пальчик сердится». Пресечение агрессии по отношению к сверстнику. Предлагаемая методика представляет собой эмоциональное осуждение или порицание каждого проявления детской агрессии. Форма этого порицания имеет существенные особенности. Его высказывает воспитатель, но не от себя, а от игро ...
Формы и методы работы социального педагога с семьей ребенка-инвалида
В конце XX века в нашей стране начали создаваться, главным образом в крупных городах, специализированные центры по работе с различными категориями детей-инвалидов и их семьям. В таких центрах совместными усилиями специалистов-медиков, психологов, социальных работников, социальных педагогов и др. – ...