Средства формирования культуры поведения у старших дошкольников

Развитие образования » Формирование культурного поведения у дошкольников » Средства формирования культуры поведения у старших дошкольников

Страница 1

Методика «Пальчик сердится». Пресечение агрессии по отношению к сверстнику. Предлагаемая методика представляет собой эмоциональное осуждение или порицание каждого проявления детской агрессии. Форма этого порицания имеет существенные особенности. Его высказывает воспитатель, но не от себя, а от игрового персонажа (Буратино, Колобка и т.д.), который становится носителем и выразителем порицания. Это колпачок в форме пальца от перчатки с нарисованными глазами, бровями и ртом. Воспитатель надевает его на палец, если дети проявляют агрессию. Само порицание носит преимущественно невербальный характер. Это эмоциональный возглас «Ай-яй-яй!», сопровождаемый укоризненным покачиванием указательного пальца, на который надет колпачок. Иногда воспитатель добавляет: «Пальчик сердится». Отличие этого приема от обычных порицаний состоит в высокой эмоциональности. Эмоциональными должны быть и выражение нарисованных на колпачке глаз и рта, и жесты взрослого с надетым на палец колпачком, и слова «Ай-яй-яй!».

Известно, что важнейшим фактором регуляции поведения детей данного возраста является эмоциональная реакция взрослого. Дети очень чувствительны и к интонациям, и к выражению лица, т.е. к невербальным проявлениям эмоций. Поэтому они легко и охотно заимствуют у взрослого такую форму осуждения агрессии, с удовольствием говоря нарушителям «Ай-яй-яй!», грозят им пальцем и ссылаются на колпачок, заявляя: «Пальчик будет сердиться» [16, 49].

Методика «Одинаковые подарки». Формирование уверенности в одинаковом отношении воспитателя ко всем. Специальная работа по формированию у ребенка уверенности в том, что у него равные права со всеми остальными, что воспитатель любит и ценит его, как и других. Эта методика необходима, т.к. одинаковые условия, в которых дети находятся в детском саду, и блага, которыми они пользуются, субъективно воспринимаются разными детьми неодинаково.

Все получают одну и ту же еду, но одним она нравится, а другие едят через силу. Все имеют одинаковые права на игрушки, но одни быстро завладевают наиболее привлекательными, а другим приходится довольствоваться теми, что остались. Одним детям делают больше замечаний, другим – меньше. Все это не способствует ощущению ими равенства, может также создавать почву для переживания неравенства, а также различного отношения к ним воспитателя. Подобные ощущения, укрепляясь, начинают влиять на отношение к детскому саду, другим детям и себе самому.

Подобные тенденции можно предотвратить и преодолеть, если время от времени демонстративно делать всем детям одинаковые подарки, вручая их ласковыми словами. Подарками могут стать бантики из ленточек, красивые фантики, кусочки бумаги, перевязанные ниточкой в виде бабочек, пустые коробочки, шишки, простые флажки, бумажные лодочки и самолетики, дольки мандарина и т.п. В такой ситуации все дети понимают: каждый из них является субъектом одинакового доброжелательного внимания воспитателя.

Самое главное, чтобы каждый в присутствии всех детей группы получил такой же подарок, что и остальные, и услышал несколько приветливых слов. Факт внимания к каждому останется в памяти. Постепенно дети входят во вкус этой церемонии, начинают приносить из дома печенье или конфеты, просят разделить их на всех. Проводить эту работу следует три-четыре раза в месяц (можно в понедельник утром, когда все дети уже пришли) [35, 10].

Методика «Пожалеем друга». Формирование сочувствия к сверстникам. Задачи данной методики – постепенно подводить детей к тому, что определенные события, ситуации, а также поступки окружающих могут стать для любого члена группы причиной страданий, страха, обиды и огорчения и потребуют помощи, сочувствия и утешения.

Работа в этом направлении опирается на способность детей откликаться на настроение воспитателя и перенимать его отношение к происходящему в группе. Поведение взрослого в таких ситуациях сводится к следующему. Воспитатель привлекает внимание детей к пострадавшему – тому, кто упал и ушибся, у кого отняли игрушку и т.п. (Костя прищемил палец, и ему больно; у Вики отняли куклу, а она хотела ее полечить и т.п.). Выразительно обрисовав положение пострадавшего, предлагает детям пожалеть его. Необходимо, чтобы объектом сочувствия по очереди становились все дети. Тогда каждому ребенку подобное общее внимание будет оказываться достаточно редко.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Содержание технологического образования школьников
Программа учебного предмета - один из основных учебно-программных документов, определяющих содержание обучения учащихся. Перечень формируемых при изучении учебного предмета знаний и умений конкретизирован в ней в виде понятий, суждений, законов, гипотез, фактов, которые вместе взятые составляют ее ...

Планирование работы по изучению раздела «Техническое творчество 10 класс»
Планирование учебного процесса создаёт предпосылки для своевременного обеспечения учебного процесса. Создаётся возможность установления межпредметных и внутрипредметных связей. Планирование позволяет эффективно подводить итоги выполнения учебного процесса и способствует организации оптимального обу ...

Основные методы обучения праву
На протяжении многих лет специалисты в области методики пытаются разобраться в том, как учить современного школьника. И чем больше мы узнаем об этом, тем большее количество вопросов у нас возникает. Именно методика обучения праву дает ответы на сложные вопросы практики, разработав систему методов о ...

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.creativeeducation.ru