Содержание специального образования

Развитие образования » Специальная педагогика » Содержание специального образования

Страница 2

принцип социально-адаптирующей направленности образования -подчиненность специального воспитания социальному развитию; принцип развития мышления, языка и коммуникации как средства специального образования — удовлетворение потреби ости в коррекционно-педагогической помощи по развитию речи, мышления и общения;

принцип деятельностного подхода в обучении и воспитании — определение подходов к содержанию и построению обучения с учетом ведущей для каждого возрастного периода деятельности, в процессе которой появляются психологические новообразования, определяющие личностное развитие ребенка; принцип дифференцированного и индивидуального подхода — организация специального образовательного процесса на основе' учета индивидуальных и специфических особенностей ребенка; принцип необходимости специального педагогического руководства — осуществление организационно-управленческих функций в специальном образовательном процессе высокопрофессиональными специальными педагогами.

Метод обучения — система последовательных взаимосвязанных действий учителя и учащихся, обеспечивающих усвоение содержания образования (определение И.Я. Лернера и М.Н. Скаткина).

Методы специального образования — это психолого-педагогические способы помощи в становлении и развитии личности человека с ограниченными возможностями (И.М. Назарова).

Меголы обучения включают разнообразные приемы, которые являются их составными частями,

По классификации Ю.К. Бабанского в процессе обучения детей с отклонениями в развитии используются следующие методы:

организации и осуществления учебно -познавательной деятельности;

стимулирования и мотивации учения; »/ контроля и самоконтроля.

К методам организации и осуществления учебно-познавательной деятельности относятся перспективные - передача и воелрия1ме учебной информации посредством чувств; особенные — лекция, рассказ, беседа;

наглядные — демонстрация, иллюстрация;

практические — упражнения, опыты;

логические — индуктивные, дедуктивные, аналогии;

гностические — организация и осуществление мыслительных операций — проблем но -по исковые, репродуктивные, исследовательские;

самоуправления учебными действиями — самостоятельная работа с книгой, приборами.

Методы стимулирования и мотивация учения:

формирование интереса к учению — познавательные игры, учебные дискуссии, создание ситуаций занимательности, эмоциональных переживаний;

формирование долга и ответственности в учении - поощрение, порицание и др.

Методы контроля и самоконтроля — различные варианты проверки знаний: устная, письменная и др.

В практике специального образования общепедагогические методы используются в определенном сочетании друг с другом. Ведущий на каком-либо этапе обучения метод дополняется другими способами взаимодействия учителя и учеников. Отбор методов специального образования должен проводиться в соответствии с природой образовательных потребностей детей: на начальной стадии могут быть ведущими наглядно-практические методы с элементами словесного объяснения; словесные методы применяются на начальных этапах обучения лишь в качестве дополнительных - вследствие нарушения развития речи при любых отклонениях. В качестве ведущих используются на более поздних этапах овладения материалом в сочетании с наглядными и практическими;

логические и гностические методы используются ограниченно — из-за преобладания наглядных видов мышления у детей, имеющих отклонения в развитии;

сочетание наглядных и практических методов повышает эффективность работы.

Методы воспитания - совокупность наиболее общих способов решения воспитательных задач и осуществления воспитательных взаимодействий.

По А. С. Макаренко - "инструмент прикосновения к личности".

Прием воспитания - составная часть или отдельная сторона метода -

Методы и приемы воспитания тесно связаны между собой, но в зависимости от педагогической ситуации могут выступать как самостоятельные методы и как методические приемы.

Средства воспитания — целесообразно организованные методические пути решения тех или иных воспитательных задач.

По классификации И. Щукиной выделяются следующие группы методов воспитания:

формирование сознания личности ~ рассказ, объяснение, разъяснение, лекция, эстетическая беседа, увещевание, внушение, инструктаж, диспут, доклад, пример;

организация деятельности и формирование опыта общественного поведения — упражнение, приучение, педагогическое требование, общественное мнение, поручение, воспитывающие ситуации:

стимулирование поведения и деятельности — соревнование, поощрение, наказание.

4. На практике методы воспитания выступают сложном, а иногда и противоречивом взаимодействии. Результат воспитания зависит от умелого использования и сочетания методов, приемов, средств форм организации воспитательного процесса. Эффективность применения методов воспитания зависит также от того, насколько воспитатель учитывает:

Страницы: 1 2 3 4 5

Методические рекомендации по выполнению изделий в технике “Оригами”
Условные обозначения и выполняемые операции В международной литературе по оригами давно сложился определенный набор условных знаков, необходимых для того, чтобы зарисовать схему складывания даже самого сложного изделия. Условные знаки играют роль своеобразных "нот", следуя которым можно в ...

Конкурсы профессионального мастерства как фактор повышения творческого потенциала специалистов культуры
Успех работы дома культуры определяется уровнем квалификации специалистов, степенью сплоченности творческой команды, работающей на одну идею. Стратегически мыслящие руководители понимают, что повышение уровня квалификации персонала сегодня является ключевым условием роста конкурентноспособности. Об ...

Изучение уровня развития волевых качеств у младших школьников
Учебная деятельность значима на всех возрастных этапах , но особенно в младшем школьном возрасте, так как в данном школьном возрасте начинает формироваться учебная деятельность, а от уровня сформированности зависит успех всего обучения не только в начальном звене, но и в старших классах. Для формир ...

Навигация

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.creativeeducation.ru