регулятивная, коммуникативная функции;
социально-педагогическое — развитие эстетических потребностей, расширение общего и художественного кругозора, активизация потенциальных возможностей ребенка в практической художественной деятельности и творчестве.
Реализация этих направлений осуществляется через определенные методики, которые используются в артпедагогике и в арттерапии.
4. Функцию средства обучения выполняет собственная художественная деятельность детей:
• художествен но-речевая;
• театрализован но-игровая и др.
Это помогает:
развитию речи, общения;
познанию прекрасного;
раскрытию творческого потенциала личности.
Проектирование содержания специального образования осуществляется в учебной литературе, к которой относятся учебники и учебные пособия, предназначенные для использования в коррекционно-образовательном процессе. Среди всех видов учебной литературы особое место занимает школьный учебник, соответствующий требованиям специального образовательного процесса. Он должен содержать (по определению Т.И. Галишниковой):
• пропедевтические или дополнительные разделы, фрагменты учебного материала для заполнения пробелов в знаниях об окружающем мире в соответствии с характером нарушения развития:
• средства актуализации знаний и личного опыта, активизации познавательной деятельности и мотивации учения;
• средства для развития речи и мышления ребенка в соответствии с особенностями его недостатков:
• средства для коррекции и активизации сенсомоторного развития;
• задания, упражнения для становления навыков предметно-практической деятельности;
• упражнения, направленные на формирование компенсаторных1 механизмов.
6. В специальном обучении особую роль играют средства наглядности:
• реальные объекты (предметы, явления, процессы);
• их изображения, с помощью которых можно сделать понятным для учащихся события, явления, процессы, не доступные непосредственному наблюдению;
• модели изучаемых объектов и явлений.
Дидактический материал, который активно используется в процессе, делится:
на предметный;
изобразительный;
словесный.
Дидактический материал должен быть составлен и подобран таким образом, чтобы наиболее полно соответствовать индивидуальным особенностям каждого ребенка с особыми образовательными потребностями.
Средства словесной наглядности (записи на доске, орфоэпические материалы, словарики, схемы речевых высказываний и т. п.) способствуют речевому развитию детей с особыми образовательными потребностями.
Использование в коррекционно-образовательном процессе моделирования значительно обогащает сенсорный опыт учащихся. Учитель должен творчески применять наглядные средства сообразно поставленной дидактической задаче, особенностям учебного материала и конкретным условиям обучения.
7. Технические средства обучения (ТСО) — необходимый, обязательный компонент коррекционно-образовательного процесса
ТСО включают приборы и устройства, служащие для повышения эффективности и качества обучения:
• визуальные - диафильмы, диапозитивы и диапроекционная аппаратура;
• ауднальные — звукозаписывающая и звуковоспроизводящая аппаратура и фонограммы;
• аудиовизуальные — видеозаписи, кинофильмы, телепередачи, кино-, видео- и телевизионная аппаратура;
• манипуляционные — тренажеры;
• автоматические — компьютерная техника и материалы.
В современных условиях перспективным средством обеспечения специального образовательного процесса является компьютер, с помощью которого можно осуществлять диагностику.
Коррекцию и обучение детей с отклонениями в развитии.
Общие принципы управления педагогическими системами
Любая деятельность, в том числе управленческая, основывается на соблюдении ряда принципов, которыми руководствуется организатор и руководитель при выполнении всех управленческих функций. В специальной литературе имеются попытки определить совокупность принципов, регулирующих протекание отдельных фу ...
Роль методиста в организации управленческой деятельности
Какими же качествами руководителя должен обладать методист, чтобы вызвать уважение коллег и способствовать успешному выполнению ими своих обязанностей? Васильева А.И. (8) считает, что методисту необходима не только хорошая теоретическая подготовка, но и умение применять знания на практике. Без этог ...
Использование дидактических игр на уроках математики в 5 классе
Изучив теоретический материал по использованию дидактических игр для развития внимания у учащихся, у автора возникло желание и интерес реализовать это на практике. Автором работы по теме «Десятичная запись дробных чисел. Сложение и вычитание десятичных дробей» было разработано 12 уроков с использов ...