Содержание специального образования

Развитие образования » Специальная педагогика » Содержание специального образования

Страница 3

закономерности и движущие силы воспитания;

индивидуально-типологические особенности и уровень воспитанности детей;

природу конкретных педагогических ситуаций, в которых оказался ребенок.

Метод воспитания принесет успех, если его применение соответствует ведущему типу деятельности ребенка определенного возраста.

Н.М. Назарова отмечает, что наиболее доступны для детей с отклонениями в развитии (нарушения интеллекта, задержка психического развития, речевые и слуховые недостатки) такие методы:

• упражнение; приучение;

• воспитывающие ситуации,

• арттерапия (помощь средствами искусства).

Приучение и упражнение целесообразно сочетать с объяснением, беседой, инструктажем, примером и т. п.

Воспитательные возможности беседы, рассказа, разъяснения на начальных этапах специального образования имеют ограниченный характер в силу речевого недоразвития, интеллектуальной недостаточности, бедности социального опыта детей, имеющих отклонения в развитии, В этом случае более эффективным является метод примера.

Методы стимулирования поведения и деятельности детей с особыми образовательными потребностями должны применяться обоснованно, в соответствии с воспитывающей ситуацией, с учетом гребований индивидуально-дифференцированного подхода к личности ребенка. Так, не следует злоупотреблять поощрением, в противном случае оно может породить зазнайство и самоуспокоенность.

В подростковом и юношеском возрасте педагогически целесообразны методы формирования сознания личности и методы стимулирования.

Согласно ст. 15 Закона РФ "Об образовании" применение методов физического и психического насилия по отношению к обучающимся, воспитанникам недопустимо,

5. Педагогическая технология представляет собой совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный подбор и компоновку форм, методов, способов, приемов, воспитательных средств (по Б.Т. Лихачеву).

Педагогическая технология обеспечивает возможность достижения эффективного результата в усвоении учащимися знаний, умений и навыков, развитии их личностных свойств и нравственных качеств. Она - организационно-методический инструментарий педагогического процесса и не существует в отрыве от его общей методологии, целей и содержания.

Педагогическая технология реализуется в конкретных технологических процессах.

Разработка оригинальных педагогических технологий является в настоящее время одним из самых перспективных направлений развития специальной педагогики.

Формы организации обучения (организационные формы) — это внешнее выражение согласованной деятельности учителя и учащихся, осуществляемой в определенном порядке и режиме.

Они имеют социальную обусловленность, возникают и совершенствуются в связи с развитием дидактических систем.

Основные виды форм организации обучения;

индивидуальная; групповая; фронтальная; классно-урочная.

Индивидуальная форма организации обучения заключает в себе много положительных моментов: педагог имеет возможность определять задачу, содержание, методы и средства обучения, соответствующие уровню развития ребенка, с учетом темпа усвоения им материала, особенностей психического процесса и т. п.

Данная форма исторически трансформировалась в индивидуально-групповую.

При групповой работе учебная группа разделяется на несколько подгрупп, которые выполняют одинаковые или различные задания. Количество обучающихся в группе зависит от учебного предмета и поставленной задачи (обычно 3-5 чел.)- Обдуманно применяемая групповая работа создает благоприятные воспитательные возможности, приучает детей к коллективным методам взаимодействия.

Может применяться для различных целей: решение задач и упражнений; выполнение лабораторных и практических работ; изучение нового материала.

Фронтальная форма организации обучения обеспечивает совместную деятельность всего класса: учитель излагает учебный материал для всех, ставит одинаковые задачи, а учащиеся решают одну проблему, овладевают обшей темой.

Такая форма организации обучения обеспечивает общее продвижение обучающихся к определенному уровню образования. Вместе с тем при ее использовании недостаточно учитываются специфические особенности, уровень развития каждого ученика.

3. Классно-урочная система - основная форма организации учебного процесса. В отличие от индивидуального обучения и его индивидуально-группового варианта утверждает твердо регламентированный режим учебно-воспитательной работы:

постоянный состав учащихся примерно одного возраста и уровня подготовленности (класс);

классифицирование (планирование) обучения;

осуществление учебного процесса в виде уроков;

постоянное чередование уроков;

вариативность деятельности;

Страницы: 1 2 3 4 5

Особенности творческих способностей и специфика их формирования у старших дошкольников с задержкой психического развития
Понятие "задержка психического развития" употребляется по отношению к детям со слабо выраженной недостаточностью центральной нервной системы - органической или функциональной. У этих детей нет специфических нарушений слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, тяжелых нарушений речи, он ...

Понятие мышления
Мышление - опосредованное и обобщенное отражение существенных, закономерных взаимосвязей действительности. Это обобщенная ориентация в конкретных ситуациях действительности. Мышление опирается на данные чувственного познания, но выходит за его пределы, проникая в суть явлений, постигая те свойства ...

Принципы проведения коррекционно-развивающей работы в детском саду
Под коррекционно-развивающей работой понимается система медицинских, педагогических, психологических мероприятий (воздействий), способствующих полноценному развитию детей, преодолению отклонений в их развитии и служащих целям абилитации и реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья ил ...

Навигация

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.creativeeducation.ru