Содержание специального образования

Развитие образования » Специальная педагогика » Содержание специального образования

Страница 1

По определению М.И. Еникеева, потребность — это испытываемая человеком необходимость устранения отклонений от параметров жизнедеятельности, оптимальных для него как для биологического существа, индивида и личности. В связи с этим особые образовательные потребности — это потребности в организации специального педагогического процесса, позволяющею преодолевать имеющиеся ограничения возможностей, поскольку ребенок с отклонениями в развитии не готов к. усвоению общеобразовательных программ вследствие ограничения возможностей

Особые образовательные потребности имеют социогенный характер.

2. Специальный образовательный процесс протекает в специальных образовательных условиях, которые, как отмечает Н.М Назарова, включают в себя:

• наличие современных специальных образовательных программ (общеобразовательных и коррекционно-развиваюших);

• учет особенностей развития каждого ребенка, индивидуальный педагогический подход, проявляющийся в особой организации процесса, применении специальных методов и средств образования, компенсации и коррекции;

• адекватную среду жизнедеятельности;

• проведение коррекционно-педагогического процесса специальными педагогами и психологическое сопровождение образовательною процесса специальными психологами;

• предоставление медицинских, психологических и социальных услуг.

3. Лица с особыми образовательными потребностями могут осваивать разные уровни образования — это зависит:

• от имеющихся интеллектуальных возможностей;

• качества и своевременности получения специальных образовательных условий.

Глубоко умственно отсталые дети осваивают в основном программы средового и социального адаптация. Другие категории лиц с отклонениями в развитии (слабослышащие, незрячие и др.) способны получить общее среднее образование, среднее и высшее профессиональное образование.

4. Содержание специального образования — педагогически адаптированная система умений и навыков, опыта творческой деятельности и отношения к миру, усвоение которой обеспечивает развитие ребенка с особыми образовательными потребности.

Содержание специального образования обусловлено спецификой отклонений и возрастными особенностями.

5. Специальный образовательный стандарт (государственный стандарт общего образования детей с ограниченными возможностями здоровья —нормативный документ, определяющий и содержание специального образования лиц с особыми образовательными потребностями. На специальном образовательном стандарте основывается разработка содержания специального образования. Он отражает требования к общеобразовательной подготовке, коррекционно-развивающей, профилактикой и оздоровительной работе, а также к трудовой и начальной подготовке лиц с особыми образовательными потребностями (Н.М. Назарова).

Стандарт включает два компонента

• федеральный — обязательный минимум содержания образовательных программ;

• национально-региональный — устанавливает конкретные условия и особенности образования.

Стандарты специального образования рассчитаны на весь период социализации человека с ограниченными возможностями.

При разработке требований стандарта учитываются недостатки развития:

• общие для всех категорий лиц с особыми образовательными потребностями;

• характерные для определенной категории данных лиц.

Общие нарушения:

замедленное и ограниченное восприятие; недостатки развития моторики;

недостатки речевого развития;

недостатки развития мыслительной деятельности;

недостаточная познавательная активность;

пробелы в знаниях и представлениях об окружающем мире, межличностных отношениях;

недостатки в развитии личности.

Для преодоления указанных нарушений развития предусматриваются.

изменения в содержании общеобразовательных предметов;

специфические учебные предметы (например, для слепых детей — занятия по обучению ориентировке в пространстве и развитию мобильности и др.).

Принципы специального образования - это система наиболее общих, существенных и устойчивых требовании, которые определяют характер и особенности организации коррекционно-образовательного процесса и управления познавательной деятельностью лиц с особыми образовательными потребностями (определение Н.М. Назаровой).

2. Основные принципы специального образования (по Н.М. Назаровой): принцип педагогического оптимизма — раскрытие потенциальных возможностей лиц с особыми образовательными потребностями, опора на идею Л.С. Выготского о "зоне ближайшего развития";

ранней педагогической помощи — обеспечение раннего выявления и ранней диагностики отклонения ребенка для определения его образовательных потребностей; принцип коррекционно-компенсирующей направленности образования — требует гибкого соответствия коррекционно-педагогических технологий и индивидуально-дифференцированного подхода к характеру нарушений у ребенка, их структуре и выраженности;

Страницы: 1 2 3 4 5

Диагностика уровня сформированности культуры поведения у старших дошкольников
Для диагностики нравственного развития можно использовать методики «Закончи историю», «Сюжетные картинки». Этот блок методик позволяет фиксировать уровень развития нравственного сознания, нравственных чувств и нравственного поведения у дошкольников. При проведении диагностики следует придерживаться ...

Диагностика неуспеваемости в учебном процессе начальной школы
Основное место в деятельности учителя, особенно классного руководителя, принадлежит изучению личности учащихся, которое позволяет контролировать ход и темп психического развития каждого школьника, выявлять его индивидуальные особенности и потенциальные возможности, устанавливать особенности классны ...

Виды мышления
Б.М. Теплов представил классификацию видов мышления в следующем виде: Теоретическое: понятийное, образное; Практическое: наглядно-образное, наглядно-понятийное. Разница между теоретическим и практическим видами мышления, по мнению Б.М. Теплова, состоит лишь в том, что «они по разному связаны с прак ...

Навигация

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.creativeeducation.ru