Характер развития и степень оздоровления детей в значительной мере зависят от уровня профессионализма и специальной компетентности взрослых, которые организуют жизнедеятельность ребенка в лагере в течении всей смены и каждого дня.
Содержание, формы и методы работы определяются педагогическим коллективом лагеря на принципах гуманности и демократии, развития национальных и культурно-исторических традиций, инициативы и самодеятельности с учетом интересов детей. В лагере должны быть созданы благоприятные возможности для привлечения всех школьников к занятиям физической культурой и спортом, туризмом, природоохранной работы, расширения и углубления знаний об окружающем мире, развития творческих способностей детей, организации общественно полезного труда. С учетом пожеланий детей и родителей могут быть организованы профильные отряды, смены, лагеря, а также разновозрастные отряды, группы, объединения.
Общее собрание детей и сотрудников лагеря определяет основные направления жизнедеятельности лагеря, избирает совет, правление или иной орган самоуправления, может принять устав лагеря, который не должен противоречить настоящему Положению, учитывает традиции и перспективы лагеря. Совет тесно взаимодействует с администрацией лагеря, общественными организациями, родителями.
Анализируя противоречивый опыт работы лагерей в последние годы, мы можем сказать, что активно идет поиск новых форм отдыха, но потеряна основа всей воспитательной деятельности в связи с отказом от приоритета пионерской организации, которая несла организирующее начало воспитательной работы. В качестве такой основы Шмаков С.А. [10] предлагал сохранение структурных традиций пионерства (построение и самоуправление коллективов), коллективную творческую и организаторскую деятельность, вместе с тем наполнение новым содержанием жизнедеятельности детских коллективов.
Причем, содержание процесса воспитания в период летнего отдыха должен носить, по мнению Шереш Г.Л. [39], веселый, легкий и насыщенный яркими переживаниями характер, свободное общение должно становиться основным каналом трансляции духовной культуры и ценностных отношений.
Содержание воспитательной работы в летнем оздоровительном лагере должно осуществляться на основе документов: «Концепции воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь», «Положении об оздоровительном лагере», согласованными с законами Республики Беларусь «О правах ребенка», «Об образовании в Республике Беларусь». Из них мы можем сформулировать основные задачи воспитательной работы в детском оздоровительном лагере:
1. Оздоровление и укрепление здоровья детей, формирование навыков здорового образа жизни и осознанного отношения к своему здоровью и окружающей среде.
Данная задача является главнейшей в детском оздоровительном лагере, потому что летом необходимо максимально использовать богатый природно-климатический фактор как способ организации и обеспечения процесса оздоровления детей и подростков. Также необходимо воспользоваться непринужденной обстановкой лагеря и дружескими отношениями между педагогами и детьми, для того чтобы приучать детей к ответственному поведению по отношению к своему здоровью. В детских оздоровительных лагерях на основе этой задачи проводятся программы смен: «У подножия Олимпа» - сюжетно-ролевая игра «Олимпийская деревня ФИФ» [35], творческо-игровой проект «Летнее путешествие от А до Я» [32].
Цели воспитания
В первую очередь, следует обратить внимание на специфические черты цели как социально-психологического феномена: цель существует, но она недостижима, так как в процессе движения к ней изменяется субъект цели, а, следовательно, видоизменяется и тот образ продукта, который складывается в его созна ...
Метод проектов в преподавании информатики
В данном параграфе будут раскрыты такие понятия как проект, метод проектов, проектирование, рассмотрены основные требования к использованию метода проектов, основные этапы выполнения проекта, система оценивания проектов. Будет рассмотрена проектную деятельность на уроках информатики на примере созд ...
Контрольно-измерительные материалы и интерпретация результатов тестирования
Начнем с привычных шкал термометра, вольтметра или обыкновенной школьной линейки. По положению ртутного столбика, стрелки вольтметра или штрихов линейки мы узнаем температуру, напряжение или длину, т.е. измеряем определенные характеристики определенных объектов. Результатом измерения является число ...