- программно-методическое обеспечение деятельности (диагностический инструментарий, образовательные социально-психологические программы, просветительско-профилактические материалы, тренинговые программы и т.п. для участников педагогического процесса);
- целевая программа лагерной смены оздоровительного лагеря утвержденная директором [Приложение В];
- при необходимости наличия клуба социально-психологической направленности в лагере (клуб по интересам): приказ о создании, приказ о назначении руководителя клуба, название, профиль деятельности клуба, для какой категории участников, программа работы клуба, график работы, документация, подтверждающая работу клуба.
Но заполнение и ведение только документации, не обеспечит социальному педагогу успешной деятельности. Надо тщательно подойти к разработке программы работы социального педагога на период лагерной смены.
На основе изученной литературы нами была разработана примерная программа деятельности социального педагога в летнем оздоровительном лагере с учетом всех направлений деятельности [Приложение Г].
Направления работы социального педагога в оздоровительном лагере будут зависеть от цели и задач работы.
Цель – создание благоприятных условий для укрепления здоровья и организации досуга учащихся во время летних каникул.
Задачи социального педагога:
- профилактика детской безнадзорности, правонарушений и травматизма, имеющих место в первый месяц летних каникул;
- проведение работы с детьми в рамках основных направлений деятельности лагеря, сочетающей развитие и воспитание ребят с оздоровительным отдыхом;
- развитие творческих способностей школьников;
- воспитание культуры поведения;
- формирование у школьников навыков общения и толерантности;
- привитие навыков здорового образа жизни.
Программа рассчитана на период одной лагерной смены (18 дней).
Контингент воспитанников: от 6 до 18 лет.
Ожидаемые результаты работы социального педагога в летнем оздоровительном лагере:
- укрепление здоровья детей;
- развитие у школьников интереса к занятиям физкультурой и спортом;
- укрепление дружбы и сотрудничества между детьми разных возрастов и интересов;
- выработка рекомендаций для родителей и педагогов по проблеме оздоровления.
Основополагающими направлениями работы социального педагога в нашей программе являются: защита прав ребенка, адаптация детей из различных семей к современным условиям лагеря, объединение социально-педагогических, психологических и правовых мер в единую систему социальной поддержки, коррекция поведения несовершеннолетних, реализация валеологической модели деятельности социального педагога.
В работе летнего оздоровительного лагеря социальный педагог выступает гарантом прав и интересов детей, отдыхающих в лагере, создает комфортные условия для их жизнедеятельности. В лагере педагог выполняет роль социального регулятора в решении жизненных проблем ребенка в лагере, во взаимоотношениях со сверстниками.
Социальный педагог формирует у детей систему социальных знаний и умений, необходимых для самопознания, формирования нормального социального поведения, оптимального выстраивания своих отношений с окружающими.
Несмотря на то, что многие авторы [11, 19, 27] раскрывают направления работы социального педагога в летнем оздоровительном лагере, на практике их круг значительно шире. Это объясняется необходимостью сотрудничества всех, кто обучает и воспитывает ребенка: воспитателей, вожатых, администрации, родителей, преподавателей физкультуры, педагогов-организаторов, психологов.
Опираясь на исследования Карасевой Н. А. и Руденковой Г. И. [11], мы можем выделить основные направления работы социального педагога в летнем оздоровительном лагере:
Роль экологических знаний в воспитании осознанного правильного отношения к
природе
В условиях глобального экологического кризиса, переживаемого человечеством, возникла необходимость в непрерывном экологическом образовании, основная цель которого состоит в формировании нового типа отношения к природе на основе воспитания экологической культуры личности. Дошкольный возраст можно ра ...
Нетрадиционные формы контроля знаний учащихся
Первенцем нетрадиционных форм контроля знаний является матричный контроль. В этом контроле не допускается многовариантность ответов (в отличие от тестового контроля). Ученик должен дать точный ответ и получить точную оценку. Суть этого контроля состоит в следующем. Учащимся раздаются разные вариант ...
Экспериментальное изучение развития наглядно-образного мышления
детей старшего дошкольного возраста средствами конструирования из бумаги в современном
ДОУ
Цель педагогического эксперимента: изучение развития наглядно-образного мышления детей старшего дошкольного возраста средствами конструирования из бумаги (оригами). Задачи: 1. Провести диагностическое исследование уровня развития наглядно-образного мышления у детей старшего дошкольного возраста, на ...