- программно-методическое обеспечение деятельности (диагностический инструментарий, образовательные социально-психологические программы, просветительско-профилактические материалы, тренинговые программы и т.п. для участников педагогического процесса);
- целевая программа лагерной смены оздоровительного лагеря утвержденная директором [Приложение В];
- при необходимости наличия клуба социально-психологической направленности в лагере (клуб по интересам): приказ о создании, приказ о назначении руководителя клуба, название, профиль деятельности клуба, для какой категории участников, программа работы клуба, график работы, документация, подтверждающая работу клуба.
Но заполнение и ведение только документации, не обеспечит социальному педагогу успешной деятельности. Надо тщательно подойти к разработке программы работы социального педагога на период лагерной смены.
На основе изученной литературы нами была разработана примерная программа деятельности социального педагога в летнем оздоровительном лагере с учетом всех направлений деятельности [Приложение Г].
Направления работы социального педагога в оздоровительном лагере будут зависеть от цели и задач работы.
Цель – создание благоприятных условий для укрепления здоровья и организации досуга учащихся во время летних каникул.
Задачи социального педагога:
- профилактика детской безнадзорности, правонарушений и травматизма, имеющих место в первый месяц летних каникул;
- проведение работы с детьми в рамках основных направлений деятельности лагеря, сочетающей развитие и воспитание ребят с оздоровительным отдыхом;
- развитие творческих способностей школьников;
- воспитание культуры поведения;
- формирование у школьников навыков общения и толерантности;
- привитие навыков здорового образа жизни.
Программа рассчитана на период одной лагерной смены (18 дней).
Контингент воспитанников: от 6 до 18 лет.
Ожидаемые результаты работы социального педагога в летнем оздоровительном лагере:
- укрепление здоровья детей;
- развитие у школьников интереса к занятиям физкультурой и спортом;
- укрепление дружбы и сотрудничества между детьми разных возрастов и интересов;
- выработка рекомендаций для родителей и педагогов по проблеме оздоровления.
Основополагающими направлениями работы социального педагога в нашей программе являются: защита прав ребенка, адаптация детей из различных семей к современным условиям лагеря, объединение социально-педагогических, психологических и правовых мер в единую систему социальной поддержки, коррекция поведения несовершеннолетних, реализация валеологической модели деятельности социального педагога.
В работе летнего оздоровительного лагеря социальный педагог выступает гарантом прав и интересов детей, отдыхающих в лагере, создает комфортные условия для их жизнедеятельности. В лагере педагог выполняет роль социального регулятора в решении жизненных проблем ребенка в лагере, во взаимоотношениях со сверстниками.
Социальный педагог формирует у детей систему социальных знаний и умений, необходимых для самопознания, формирования нормального социального поведения, оптимального выстраивания своих отношений с окружающими.
Несмотря на то, что многие авторы [11, 19, 27] раскрывают направления работы социального педагога в летнем оздоровительном лагере, на практике их круг значительно шире. Это объясняется необходимостью сотрудничества всех, кто обучает и воспитывает ребенка: воспитателей, вожатых, администрации, родителей, преподавателей физкультуры, педагогов-организаторов, психологов.
Опираясь на исследования Карасевой Н. А. и Руденковой Г. И. [11], мы можем выделить основные направления работы социального педагога в летнем оздоровительном лагере:
Сущность воспитания
Сущность воспитания заключается в таком взаимодействии, что воспитатель намеренно стремится повлиять на воспитуемого: «чем человек как человек может и должен быть» (К. Д. Ушинский). То есть воспитание является одним из видов деятельности по преобразованию человека или группы людей. Это практико-пре ...
Возрастные особенности старшего дошкольного возраста
В дошкольном возрасте выделяется 2 формы внеситуативного общения – познавательная и личностная. [41 с-10] В первой половине дошкольного возраста (3–5 лет) появляется познавательная форма внеситуативного общения ребенка со взрослым. Он начинает задавать взрослому многочисленные вопросы. Поэтому дете ...
Анализ программ и технологий
Основной целью воспитания ребенка является всестороннее и гармоничное развитие его личности. Физическое воспитание — неотъемлемая часть этого процесса. В обществе ведется активная пропаганда здорового образа жизни: отказ от вредных привычек, активный отдых и, конечно, занятия физкультурой, которой ...