Направления работы социального педагога в летних оздоровительных лагерях

Развитие образования » Методика работы социального педагога в летних оздоровительных лагерях » Направления работы социального педагога в летних оздоровительных лагерях

Страница 4

Использование любой диагностической процедуры в практике социального педагога должно определяться выбранной педагогической целью и служить достижению поставленных задач. Диагностика не должна проводиться ради диагностики. Полученные данные необходимо использовать для коррекции программы отрядной деятельности или программы детского лагеря.

Социальный педагог, проводя диагностическое обследование детей, должен вначале определить цель диагностирования, затем выбрать наиболее подходящий для данной цели диагностический инструментарий, далее провести диагностические процедуры, обработать и интерпретировать данные, составить прогноз развития ситуации.

Цели, поставленные воспитателем детского лагеря при использовании тех или иные диагностических средств, на наш взгляд, могут быть сгруппированы следующим образом:

1. Изучение индивидуально-психологических особенностей ребенка (ценности, установки, цели, мотивация, личностные качества, способности и пр.), которое помогает педагогу быстрее понять подростка, своевременно оказывать ему помощь в решении выявленных психологических проблем.

2. Изучение межличностных отношений во временном детском объединении (эмоционально-психологический климат, социометрический статус, общение, лидерство, взаимодействие, дружба и пр.), которое способствует правильному пониманию педагогом социально-психологических процессов, протекающих в группе.

Используемые для достижения поставленных целей методики должны отвечать следующим требованиям:

- простота и процедурная доступность для проводящих исследование педагогов;

- непродолжительность процедуры по времени, неутомительная для детей и подростков;

- наличие элементов занимательности, желательны игровые формы.

Параметры, диагностируемые в рамках конкретной смены, задаются задачами, поставленными перед педагогическим коллективом лагеря.

Карасева Н.А. и Руденкова Г.И. [11] предлагают следующий диагностический инструментарий:

1. Самооценка по шкале Дембо-Рубинштейн.

2. Тревожность по Спилбергу.

3. Рисуночные методики: «Несуществующие животные», «Кинетический рисунок семьи».

4. Тест Вагнера.

5. Социометрия.

6. Популярные тесты: Командовать или подчиняться?; Кто я? Что я?; Если Вам наступили на ногу; Не стоит перебивать, не дослушав; Тест руки.

7. Тест на оценку управленческих способностей.

Кроме диагностических методик различных авторов мы предлагаем ряд диагностических методик разработанных нами на основе проведенных исследований [Приложение Д]. Их мы можем разделить по некоторым параметрам в зависимости от длительности нахождения в лагере.

Входная диагностика (диагностика оргпериода). Необходимо собрать следующие данные: общие сведения о ребенке, ожидания ребенка, интересы и склонности, творческую направленность, социально-психологические качества личности, нравственную воспитанность, самооценку, круг интересов.

Текущая диагностика (основной период). Определяется эмоционально-психологический климат в отряде, индивидуальное эмоциональное самочувствие ребенка, характер межличностных отношений.

Итоговая диагностика (итоговый период). Диагностируется личностный рост каждого члена отряда, удовлетворенность ребенка пребыванием в лагере.

Наряду с применением диагностических материалов, нами сделан акцент на использование игровых форм [Приложение Ж], так как именно они, на наш взгляд, являются универсальным средством в развитии и воспитании личности ребенка. Как показывает практика, игровая деятельность достаточно эффективна в освоении детьми навыков, самопознания, отождествлении себя в современном социуме. Она позволяет социальному педагогу вести коррекционную работу, подмечать нюансы индивидуальных проявлений творческих способностей, отслеживать личностный рост ребенка в целом. Для детей игровая направленность социально-педагогического процесса – это, прежде всего, возможность примерить на себя различные социальные роли, реальная возможность развития личностных качеств, активное участие в межличностном взаимодействии. В игре ребенок учится общаться со сверстниками, учится критически воспринимать и оценивать свое поведение, поступки, характер, привычки, преодолевать себя. А главное – игровые формы несут в себе огромный заряд оптимизма, без которого человеку, ребенку в частности, трудно состояться как личности.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Проверка умения ребят работать по обобщенному плану
В старших классах общеобразовательной школы №24 проводился эксперимент с целью проверить умение ребят работать по обобщенному плану при работе с физическими величинами. Оба класса – 10 А и 11 А – имеют социально – экономический уклоны и наиболее успевающие среди параллельных классов. Каждый ученик ...

Принципы проведения коррекционно-развивающей работы в детском саду
Под коррекционно-развивающей работой понимается система медицинских, педагогических, психологических мероприятий (воздействий), способствующих полноценному развитию детей, преодолению отклонений в их развитии и служащих целям абилитации и реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья ил ...

Методика проведения обобщающих уроков
Обобщающий урок физики - это целостная система, состав и структура компонентов которой отличаются от всех других видов и типов уроков. Во-первых, целью обобщающего урока является обобщение знаний учащихся. На таком уроке элементы знания определенной темы или раздела курса физики должны быть предста ...

Навигация

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.creativeeducation.ru