Роль дидактических игр и игровых упражнений для развития мелкой моторики рук у детей с задержкой психического развития

Развитие образования » Развитие мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития » Роль дидактических игр и игровых упражнений для развития мелкой моторики рук у детей с задержкой психического развития

Страница 2

В игре формируются все стороны личности ребенка, происходят значительные изменения в его психике, подготавливающие переход к новой, более высокой стадии развития.

Детские психиатры, сталкиваясь с нарушениями здоровья, особенно с отклонениями в психике, выносят диагноз: "Дети в детстве не доиграли". Есть даже такое выражение - "игровая дистрофия детей". Есть отрасль медицины и психологии - игротерапия. Игрою можно диагностировать, познать ребенка. С помощью игры можно корректировать, улучшать, развивать в детях важные психические свойства, человеческие личностные качества. Этим объясняются огромные воспитательные возможности игры, которую психологи считают ведущей деятельностью дошкольника [].

Игра - важное средство умственного воспитания ребенка. Знания, полученные в детском саду и доме, находят в игре практическое применение и развитие. Воспроизводя различные события жизни, эпизоды из сказок и рассказов, ребенок размышляет над тем, что видел, о чем ему читали и говорили; смысл многих явлений, их значение становится для него более понятным.

Многие игры и упражнения, направленные на развитие у детей ручной умелости, дошли к нам из глубины веков. И это не простая случайность. В те далекие времена, когда еще не существовало письменности, люди хорошо понимали большое значение "ловкости рук" как одного из важнейших условий приспособленности человека к жизни. Это нашло свое отражение и в народных сказках, преданиях, пословицах и поговорках. Всем нам хорошо известны такие выражения, как "мастер золотые руки", "большой умелец" или, наоборот, "руки-крюки", "руки как грабли", "не руками сделано", "не руками сшито", "руки оторвать за такую работу" и т.п. Кто не знает таких детских игр, как "Ладушки" или "Сорока кашу варила"?!

К сожалению, в наш "машинный век" мы стали как-то больше надеяться на машины, чем на собственные руки, в связи, с чем многие родители не стараются развивать у своих детей тонкую ручную моторику и вообще приучать их к "ручной работе".

Талантом нашей народной педагогики созданы игры "Ладушки", "Сорока - белобока", "Коза - рогатая" и другие. Их значение до сих пор недостаточно осмыслено взрослыми. Многие родители видят в них развлекательное, а не развивающее, оздоравливающее воздействия.

Прекрасным средством для развития движений пальцев является игра в "Театр пальчиков" - в нее с увлечением играют дети около полутора лет и старше. Наборы "Театра пальчиков" - это головки животных и людей, которые одевают на пальцы и с которыми разыгрывают различные сценки. Игра с детьми второго третьего года жизни должна вестись при участии взрослого - в этом возрасте малыши лишь повторяют движения пальцев, показываемые взрослым. Кроме того, они еще не в состоянии развивать сюжет такого "спектакля". Около четырех лет ребята начинают импровизировать некоторые простые сценки сами.

Нужно подчеркнуть, что такие игры не должны быть очень продолжительны. Как показывают наши наблюдения, 5 минут в день вполне достаточно для того, чтобы стимулировать речевую функцию ребенка [].

Уже начиная с полугода можно производить осторожное сгибание и разгибание пальчиков рук ребенка, а также слегка поглаживать его руки в направлении от пальцев к запястью. В более позднем возрасте для развития мелкой моторики рук могут использоваться все задания, рекомендованные для обследования.

Можно использовать следующие виды работ, способствующие развитию мелких мышц пальцев и кистей рук:

1. игры с пальчиками, сопровождающиеся стишками и потешками (см. приложение);

2. специальные упражнения без речевого сопровождения, объединённые в комплекс гимнастики для развития мелкой моторики рук, так называемая пальчиковая гимнастика (см. приложение);

3. игры и действия с игрушками и предметами:

Страницы: 1 2 3

Содержание специального образования
По определению М.И. Еникеева, потребность — это испытываемая человеком необходимость устранения отклонений от параметров жизнедеятельности, оптимальных для него как для биологического существа, индивида и личности. В связи с этим особые образовательные потребности — это потребности в организации сп ...

Цели и задачи школьного курса информатики
Общие цели обучения информатике определяются с учетом особенностей информатики как науки, ее роли и места в системе наук, в жизни современного общества. Рассмотрим, как основные цели, характерные для школы в целом, могут быть отнесены к образованию школьников в области информатики. Образовательная ...

Методы, формы и средства изучения раздела
Метод по-гречески — «путь», «способ поведения».Под методом обучения понимается систематически применяемый способ работы учителя с учащимися, позволяющий ученикам развивать свои умственные способности и интересы, овладевать знаниями и умениями, и исполъзовать их на практике. Большинство отечественны ...

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.creativeeducation.ru