Анализ опыта учителей по развитию воли младших школьников

Страница 1

В процессе работы над проблемой было важно ознакомиться с опытом работы учителей по развитию воли у младших школьников во внеурочной деятельности.

Для этого мы изучили материал в журналах «Начальная школа», «Воспитание школьников», проанализировали статьи, в которых учителя делятся своим опытом работы.

Так, педагог М. Э. Вайнер считает, что важная составляющая и одновременно индикатор личностного развития младшего школьника – его поведение. Любые нарушения в развитии личности ученика (неадекватная самооценка, слабый самоконтроль, искажённые представления о себе и своих возможностях) закономерно проявляются в его поведении.

По мнению Вайнер, для коррекции типичных форм неконструктивного поведения в распоряжении учителя имеются учебная и игровая деятельности.

В игровой деятельности – уже хорошо освоенной младшими школьниками – дети легче решают межличностные проблемы, приобретают опыт терпимости, совместимости, дружбы, а также навык ориентации в собственных поступках и в поведении других.

Рассмотрим, какие игры Вайнер предлагает использовать для профилактики и коррекции неконструктивного поведения школьников.

Это игры-соревнования, игры с правилами совместные игры со сверстниками.

В играх-соревнованиях правила отличаются не только четкостью, понятностью, но и открытостью: выполняет ребенок правила игры или нарушает их - это сразу же замечают другие игроки, что создает наилучшие условия для самостоятельного контроля за собственным поведением и одновременно за выполнением правил. Игры-соревнования - наиболее сильное испытание для импульсивного, нетерпеливого ребенка. Особенно поначалу, когда только зарождающиеся выдержка и самообладание вытесняются безудержным стремлением ребенка к выигрышу, быть первым и лучшим. Постепенно нетерпеливость и импульсивность (выиграть любой ценой) ослабевают. В основе этих позитивных изменений, несомненно, лежат факторы осознания и усвоения правил игры, а также приобретенные ребенком навыки выдержки и самообладания.

Игры с правилами хороши тем, что в них четко предусмотрены требования к поведению детей. Ребенок вынужден подчиняться этим требованиям (т.е. не нарушать правила), если он желает играть и не хочет разрушить игру. К играм с правилами целесообразно также привлекать и недисциплинированных школьников. Под воздействием игровых правил безответственность, неряшливость, эгоистичность постепенно нивелируются, а их место занимают новые, желательные качества: выдержка, организованность, ответственность. Длительные совместные игры со сверстниками показаны ребятам с импульсивным поведением потому, что присущие им индивидуальные особенности (торопливость, необдуманность действий, выражений, желание непременно добиться успеха) со временем уступают место формирующимся представлениям о ценности коллективных достижений. Вхождение такого ребенка в роль на длительное время способствует становлению его целеустремленности, а необходимость согласовывать свои действия с другими игроками помогает ребенку избавиться от негативных качеств, стать более сосредоточенным и внимательным.

Вот пример коллективной игры «Разведчики». Класс делится на группы - отряды разведчиков. Каждый отряд выбирает командира. Задача разведчиков: в течение дня или нескольких дней найти в комнате предметы, издающие звуки (например, дверь - скрипит, стул - жалобно пищит, щелкает замочек на ранце, шуршит липучка на рюкзачке). Обнаружив «звучащий» предмет, ребенок незаметно для остальных записывает его или рисует и отдает «донесение» командиру. Отряды разведчиков соревнуются между собой. В конце дня (или в последний день игры) подводятся итоги. Командиры сообщают обнаруженные отрядом предметы. Побеждает тот отряд, на счету которого их больше.

Вайнер рассматривает народные игры как универсальное средство коррекции недостатков личностного развития.

Одно из главных преимуществ народной игры - обаяние игровых персонажей. Причем так называемые отрицательные персонажи не вызывают страха у застенчивых и робких детей, а их нравственные недостатки и неблаговидные поступки всеми детьми легко осознаются. В целом этика народной игры усваивается младшими школьниками естественно, без морализаторского диктата со стороны педагога, что и позволяет детям незаметно для себя, исподволь, приобретать навыки саморегуляции и самоконтроля.

Еще одно преимущество народной игры заключается в том, что ей предшествует зачин, игровая прелюдия. Таким зачином может быть, например, считалка. Она вводит в игру, помогает распределению ролей и одновременно является средством самоорганизации детей. Другая разновидность зачина - жеребьевка. Например, дети испытывают друг друга в молчании, Т.е. бросают жребий: кто дольше всех промолчит, тому и водить. В этом случае роль ведущего достается самому выдержанному и терпеливому, а это хороший стимул для детей с импульсивным поведением.

Страницы: 1 2 3

Развитие ребёнка в возрасте 1-2 года
На втором году жизни малыша действия с предметами, которыми он овладел на первом году, приобретают куда большую координацию: ребенок лучше управляется с составными игрушками, вложенными друг в друга, с кубиками, более осознанно справляется с вилкой и ложкой, а также активно пытается подражать изобр ...

Формы и методы работы социального педагога с семьей ребенка-инвалида
В конце XX века в нашей стране начали создаваться, главным образом в крупных городах, специализированные центры по работе с различными категориями детей-инвалидов и их семьям. В таких центрах совместными усилиями специалистов-медиков, психологов, социальных работников, социальных педагогов и др. – ...

Содержание и понятие воспитания
Центральной категорией научного осмысления вос­питательного процесса и профессиональной педагогиче­ской деятельности по воспитанию детей выступает поня­тие «воспитание». От того, как трактуется это понятие, зависит многое в последующем анализе и понимании сущности спрятанного за данным термином явл ...

Навигация

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.creativeeducation.ru