Анализ опыта учителей по развитию воли младших школьников

Страница 2

В народной игре агрессивным детям приходится делать усилие над собой. Веками заведено, что за грубую силу, враждебность, нечестность любому участнику игры могут сказать: «Мы с тобой не играем». И тут уже ничего невозможно поделать, кроме как осознать вину и исправить свое поведение.

Народные игры эффективны и в работе с застенчивыми, робкими детьми, склонными к конформному поведению. Народная игра привлекает этих детей тем, что в ней есть не только ведущие, но и ведомые персонажи. Коршун, который нападает, ловит, безусловно, ведущий персонаж. Исполнение этой роли требует инициативы, смелости, сноровки, творчества. Однако на начальном этапе подобное поведение и такие качества вряд ли доступны ребенку с конформным поведением. Для него эта роль в перспективе. Но и на первом этапе работы застенчивые ребята не пассивны. Они также принимают участие в игре, но их ниша пока - роли птенцов, которые спасаются от коршуна. Даже в этой роли есть масса возможностей для творчества, самостоятельности, проявления волевых качеств.

Заместитель директора по научной и экспериментальной работе средней школы № 155 г. Москвы Т. Романова рассматривает мотивацию школьников к самовоспитанию. Это играет большую роль в развитии у них воли.

Определение целей и задач самовоспитания имеет большое теоретическое и практическое значение. Целеполагание в самовоспитании - выбор личностно значимых целей и задач самовоспитания.

Цель самовоспитания - это цель педагогического воздействия, направленного на собственную личность; это мысленное, заранее определяемое представление о результате процесса, о качествах, состоянии личности, которые предполагается формировать в соответствии с представлениями личности о сущности, процедурах, методах и средствах данного процесса. Цель самовоспитания определяет требования к процессу самовоспитания и служит эталоном для оценки результатов.

Для того чтобы учащийся по-настоящему включился в работу, ему требуется мотивация. Осознание мотива деятельности (зачем мне это нужно) необходимо, чтобы задачи, которые ставятся перед школьником, были ему не только понятны, но и внутренне приняты им. Мотив - это направленность школьника на отдельные стороны работы, связанная с внутренним отношением ученика к ней. Мотивы можно разделить на внутренние и внешние. Как показало исследование, к внутренним мотивам относятся собственное развитие, действие вместе с другими и для других, познание нового, неизвестного. К внешним мотивам относятся стремление к лидерству, престижу, стремление оказаться в центре внимания, получить денежное вознаграждение от родителей. Без потребности не побуждается активность ребенка, у него не возникают мотивы, он не готов к постановке целей. В обучении мотивом является направленность активности на овладение знаниями, на получение хорошей отметки, на похвалу родителей, на установление желаемых отношений со сверстниками.

Для того чтобы реализовать мотив, овладеть приемами самовоспитания, надо научиться ставить (и достигать) промежуточные цели: видеть отдаленные результаты своей деятельности. Мотивы, даже самые положительные и разнообразные, создают лишь потенциальную возможность развития младшего школьника, поскольку реализация мотивов зависит от процессов целеполагания, т. е. умения ставить цели и достигать их.

Преподаватель педагогического колледжа №6 г. Москвы Н. А. Тимошкина считает подвижные игры средством формирования готовности детей к обучению в школе.

Тимошкина полагает, что многих родителей, педагогов и психологов волнует в последнее время увеличение количества слабоуспевающих и неуспевающих учащихся в начальной школе. Это обусловлено тем, что не все занятия, проводимые родителями перед поступлением ребёнка в школу, способствуют формированию необходимых для обучения качеств.

Залогом успешного обучения в школе является здоровая нервная система. Эмоциональное напряжение всегда сопровождается напряжением мышечным, и наоборот, расслабление мышц приводит к снижению нервного возбуждения, эмоциональному расслаблению.

Н. А. Тимошкина считает, что нервное напряжение, излишнюю тревожность и раздражительность хорошо снимают подвижные коллективные игры, которые предлагает нам народная педагогика.

Особенно детям нравятся игры «Молчанка», «Иголка и нитка», «Перехватчики».

Перед началом игры «Молчанка» все играющие произносят слова какой-нибудь песенки. Как только скажут последнее слово, все должны замолчать. Ведущий стареется рассмешить играющих движениями или смешными словами. Кто засмеётся или скажет хотя бы одно слово, отдаёт ведущему фант. В конце игры дети выкупают свои фанты. Эта игра способствует развитию выдержки и воли.

Страницы: 1 2 3

Методические особенности использования компьютера на уроках математики
а) Методы использования мультимедийных презентаций Формы и место использования мультимедийной презентации (или даже отдельного ее слайда) на уроке зависят, конечно, от содержания этого урока, цели, которую ставит перед собой учитель. Тем не менее, практика позволяет выделить некоторые общие, наибол ...

Классические шкалы оценки знаний
Классическая теория тестирования (Clasical Test Theory — CTT) изначально создана для интерпретации диагностических процедур. Эта теория создавалась под чисто прикладные задачи, поэтому некоторые предположения, используемые в основаниях этой теории, необходимо прояснить, тем более что в литературе э ...

Методические рекомендации по выполнению изделий в технике “Оригами”
Условные обозначения и выполняемые операции В международной литературе по оригами давно сложился определенный набор условных знаков, необходимых для того, чтобы зарисовать схему складывания даже самого сложного изделия. Условные знаки играют роль своеобразных "нот", следуя которым можно в ...

Навигация

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.creativeeducation.ru