Для уточнения сущности данных определений и расширения кругозора учащихся следует провести работу по разъяснению понятий «воля», «волевой человек», роли подвижных игр в развитии воли.
Для развития волевых качеств важна самооценка их сформированности младшими школьниками. С этой целью мы предложили детям анкету «Оцени себя», в которой предлагалось учащимся оценить свои поступки и действия по тому, как часто они проявляются. Исходя из самооценки, можно определить, являются ли они качествами их характера.
Для оценки предлагались не только положительные волевые качества, но и противоположные им, что даёт возможность увидеть, над чем следует работать: что развивать, а какие качества следует искоренять, чтобы они не стали постоянной чертой характера.
Для проведения этой методики каждому ребёнку были предложены регистрационные листы, в которых дети отмечали (любым значком) проявление определённых качеств воли.
Анализ анкет показал, что
Для определения уровня развития силы воли был использован тест «Сила воли».
Тест содержит 10 вопросов и по три ответа к каждому (да, нет, иногда). Для его проведения использовалась таблица с номерами вопросов и ответами на каждого ребёнка, которые заполнялись школьниками в процессе чтения вопросов учителем.
При интерпретации результатов учитывалось количество набранных баллов: более 15 баллов – вы волевой, надёжный человек; 8 – 14 баллов – сила воли у вас средняя; менее 8 баллов -= с силой воли у вас неблагополучно, надо над собой работать.
Анализ результатов показал, что 12 детей (50 %) имеют высокий уровень развития силы воли; 9 человек ( 37 %) – средний и 3 ученика (13 %) – низкий.
Диаграмма отражает результаты данной методики:
Данный тест при проведении в контрольном эксперименте позволит увидеть изменения, произошедшие в уровне развития силы воли по сравнению с результатами констатирующего.
Т. о., мы отметили, что в классе представлены все три уровня развития волевых качеств, выделенные нами в начале исследования. Как выявило наблюдение, большинство детей относится к среднему и низкому уровням развития воли.
На основании данных, полученных в ходе исследования, была разработана программа формирующего эксперимента, которая предполагала провести работу по развитию воли у младших школьников во внеурочное время. Программа предполагала использование подвижных игр для развития воли, разъяснение понятий «воля», «волевой человек».
Теоретические основы модульно-редуктивной технологии
обучение модульный редуктивный преподавание Современная школа должна не только подготовить и выпустить в мир образованного человека, но человека творчески развитого, умеющего адаптироваться к условиям быстро меняющегося мира. Выпускника, который сможет легко организовать самостоятельную деятельност ...
Физиологические основы развития мелкой моторики рук
Моторика - совокупность двигательных реакций, умений, навыков и сложных двигательных действий, свойственных человеку. В коррекционном плане выделяют: общую моторику, тонкую (или мелкую) ручную моторику и артикуляционную моторику. Одним из показателей и условий хорошего физического и нервно-психичес ...
Контрольный этап эксперимента
После проведения формирующего этапа эксперимента, были определены задачи контрольного эксперимента: - выявить динамику развития мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития - обобщить и сравнить полученные результаты с первоначальными данными; - опреде ...