Изучение уровня развития волевых качеств у младших школьников

Страница 2

Для удобства при проведении исследования определим, по каким качествам младших школьников можно судить о проявлении воли: настойчивость, инициативность, смелость, решительность, дисциплинированность, организованность, деловитость, самостоятельность, упорство, выдержка, целеустремлённость, сила воли, исполнительность и др.

В своей работе на государственной практике во 2 «В» классе лицея №38 г. Белгорода я использовала следующие методы исследования: наблюдение; анкетирование; тестирование.

Во 2 «В» классе лицея №38 г. Белгорода 24 ученика – 16 мальчиков и 8 девочек. Практически все учащиеся обучаются с интересом, на уроках активны. Большинство детей посещают различные кружки и секции. Отношения в классе доброжелательные, дети помогают друг другу в учёбе.

Вначале прохождения практики при организации констатирующего эксперимента свою работу мы начали с наблюдения за работой учителя с целью выявления принципов и особенностей работы по воспитанию воли у младших школьников на внеурочных занятиях и наблюдение за поведением учащихся, проявлением ими волевых качеств во внеурочное время.

Программа наблюдения заключалась в следующем:

1. Какие средства использует учитель для развития воли младших школьников.

2. Как создаётся установка на проявление волевых качеств при организации различных игр.

3. Знание и учёт учителем возрастных особенностей развития воли младших школьников и умение управлять ими.

4. Установить особенности проявления волевых качеств младшими школьниками в процессе игры.

5. Отметить детей, у которых наблюдается нестойкое проявление волевых качеств (проявление отрицательных качеств воли).

6. Как учитель организует деятельность детей, у которых наблюдаются стойкие недостатки в проявлении воли.

Классный руководитель 2 «В» класса Кулешова Наталья Яковлевна имеет опыт работы в начальной школе более 20 лет, педагог высшей квалификационной категории.

Для развития воли Наталья Яковлевна использует важные поручения и задания, чтобы ребёнок осознавал важность порученного дела и довёл обязательно его до конца.

При организации различных игр даются указания, что способствует проявлению волевых качеств.

Наталья Яковлевна учитывает возрастные особенности развития воли младших школьников. Она терпеливо относится к учащимся; если им что-то непонятно, пытается объяснить в более доступной форме на основе примеров и жизненного опыта учащихся.

В ходе игры школьники проявляют волевые качества. Они всегда доводят игру до конца, у них присутствует инициативность, смелость, решительность, а также упорство и выдержка.

Но есть дети, у которых наблюдается нестойкое проявление волевых качеств. Так, Илья П. не проявляет на уроке организованности: не готовится вовремя к уроку, долго ищет учебные принадлежности, не всегда делает то, что от него требуют. Лиза К. не умеет самостоятельно выполнять задания и упражнения. Вадим не всегда проявляет решительность, боится показать выполненное задание, вдруг сделал неправильно.

Детям, у которых наблюдаются стойкие недостатки в проявлении воли Наталья Яковлевна предлагает обязательные творческие задания, выполнение которых должно быть обязательным. Учащиеся не бросят начатое дело постараются приложить максимум усилий для его выполнения.

На констатирующем этапе для учащихся был предложен метод недописанного тезиса (предложения), в ходе которого предполагалось выяснить как дети понимают смысл определений «Воля» и «Волевой человек».

Страницы: 1 2 3 4

Идея гуманитарно-культурологического подхода
Термин "гуманитаризация" в последнее время приобретает более широкое значение и уже не укладывается в рамки "широкого внедрения дисциплин гуманитарного цикла". Само прилагательное гуманитарный сегодня осмысливается как "свойственный человеку, человеческой природе". В т ...

Общепрофессиональные навыки и личностные качества социального педагога
Высокие требования к профессиональному уровню и личностным качествам социального педагога обусловлены особенностями его работы с семьей, находящейся в кризисной ситуации, необходимостью у него завоевать доверие и расположить к себе всех её членов. Для этого он должен обладать такими профессионально ...

Идея синергетического подхода
Основная задача синергетики, как научного направления (возникло в середине 70-х годов 20-го столетия), состоит в выявлении и познании общих закономерностей, управляющих процессами самоорганизации в тотемах самой разной природы. Изучение объекта в динамике - характерная особенность синергетики. Сине ...

Навигация

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.creativeeducation.ru