Для удобства при проведении исследования определим, по каким качествам младших школьников можно судить о проявлении воли: настойчивость, инициативность, смелость, решительность, дисциплинированность, организованность, деловитость, самостоятельность, упорство, выдержка, целеустремлённость, сила воли, исполнительность и др.
В своей работе на государственной практике во 2 «В» классе лицея №38 г. Белгорода я использовала следующие методы исследования: наблюдение; анкетирование; тестирование.
Во 2 «В» классе лицея №38 г. Белгорода 24 ученика – 16 мальчиков и 8 девочек. Практически все учащиеся обучаются с интересом, на уроках активны. Большинство детей посещают различные кружки и секции. Отношения в классе доброжелательные, дети помогают друг другу в учёбе.
Вначале прохождения практики при организации констатирующего эксперимента свою работу мы начали с наблюдения за работой учителя с целью выявления принципов и особенностей работы по воспитанию воли у младших школьников на внеурочных занятиях и наблюдение за поведением учащихся, проявлением ими волевых качеств во внеурочное время.
Программа наблюдения заключалась в следующем:
1. Какие средства использует учитель для развития воли младших школьников.
2. Как создаётся установка на проявление волевых качеств при организации различных игр.
3. Знание и учёт учителем возрастных особенностей развития воли младших школьников и умение управлять ими.
4. Установить особенности проявления волевых качеств младшими школьниками в процессе игры.
5. Отметить детей, у которых наблюдается нестойкое проявление волевых качеств (проявление отрицательных качеств воли).
6. Как учитель организует деятельность детей, у которых наблюдаются стойкие недостатки в проявлении воли.
Классный руководитель 2 «В» класса Кулешова Наталья Яковлевна имеет опыт работы в начальной школе более 20 лет, педагог высшей квалификационной категории.
Для развития воли Наталья Яковлевна использует важные поручения и задания, чтобы ребёнок осознавал важность порученного дела и довёл обязательно его до конца.
При организации различных игр даются указания, что способствует проявлению волевых качеств.
Наталья Яковлевна учитывает возрастные особенности развития воли младших школьников. Она терпеливо относится к учащимся; если им что-то непонятно, пытается объяснить в более доступной форме на основе примеров и жизненного опыта учащихся.
В ходе игры школьники проявляют волевые качества. Они всегда доводят игру до конца, у них присутствует инициативность, смелость, решительность, а также упорство и выдержка.
Но есть дети, у которых наблюдается нестойкое проявление волевых качеств. Так, Илья П. не проявляет на уроке организованности: не готовится вовремя к уроку, долго ищет учебные принадлежности, не всегда делает то, что от него требуют. Лиза К. не умеет самостоятельно выполнять задания и упражнения. Вадим не всегда проявляет решительность, боится показать выполненное задание, вдруг сделал неправильно.
Детям, у которых наблюдаются стойкие недостатки в проявлении воли Наталья Яковлевна предлагает обязательные творческие задания, выполнение которых должно быть обязательным. Учащиеся не бросят начатое дело постараются приложить максимум усилий для его выполнения.
На констатирующем этапе для учащихся был предложен метод недописанного тезиса (предложения), в ходе которого предполагалось выяснить как дети понимают смысл определений «Воля» и «Волевой человек».
Сущность воспитания и его особенности
Определить сущность предмета - значит найти и обозначить, что есть этот предмет среди ряда других, что отличает его от множества других и какой признак делает этот предмет тем, что он есть. А так как любой предмет принадлежит одновременно разным группам, то, следовательно, необходимо предварите ...
Источники питания в дикой природе. Способы добывания, сохранения и
приготовления пищи
Источники питания в дикой природе Неприкосновенный аварийный запас. Когда предполагаемый маршрут путешествия пролегает по безлюдным районам и особенно когда срок проведения похода выпадает на холодное время, группе целесообразно заранее укомплектовать продуктовый неприкосновенный запас (НЗ). Продук ...
Значение слухового восприятия речи для глухих и слабослышащих детей
Остатки слуха играют существенную роль при обучении глухих детей звукопроизносительной речи. Прежде всего следует отметить, что при значительных остатках слуха (3 и 4 группа) глухие обладают возможностью различать на слух некоторые фонемы. Правда, число различаемых фонем невелико, так как глухие да ...