Использование элементов модульно-редуктивной технологии на уроках

Развитие образования » Модульно-редуктивное обучение истории и обществоведению » Использование элементов модульно-редуктивной технологии на уроках

Страница 4

Очень часто автор использует еще один эффективный и дающий простор творчеству ученика прием – «синквейн». Как правило, учащиеся с удовольствием включаются в работу. Но следует сразу довести до их сведения , что синквейн не составляется ради синквейна, а как база для обобщающего ответа и размышления. Как только ученик понимает необходимость использовать свой синквейн в качестве опоры для устного ответа, он начинает более обдуманно подходить к его составлению. После изучения в восьмом классе материала параграфа «Россия в начале ХVII в.» автор предлагает ребятам задание, не требующее много времени на выполнение. Необходимо составить небольшую схему из пяти строчек, напоминающую белый стих. Не зря синквэйн часто называют «пятистишием». Можно предложить ребятам художественно оформить синквейн.[Приложение 8]

С целью реализации таких ценностей как межличностный диалог, смыслотворчество, свобода выбора, создание ситуации успеха автор использует приемы интерактивной технологии в своей педагогической практике. Их можно применять как для разработки урока в целом [Приложение 9], так и для применения на отдельных этапах. Например, групповая форма работы ценна возможностью организовать межличностный диалог. В шестом классе при работе с материалом параграфа посвященного жизни и быту восточных славян класс делится на две группы (оптимальное количество учеников от четырех до шести), которые получают четко и конкретно сформулированную учебную задачу.[Приложение 10] Используя подготовленное учителем оборудование, группы выполняют учебную задачу и предоставляют результаты в виде письменного или устного отчета, заполненной таблицы или схемы.

Следует заметить, что автору удается повысить эффективность работы и степень погружения в материал, используя:

· прием ранжирования вопросов. Суть его состоит в том, что ученики не просто прорабатывают соответствующий исторический материал, но и, обсуждая его, расставляя в заранее оговоренном порядке, незаметно закрепляют на новом уровне.

· ограничение времени выполнения задания.

Среди других приемов интерактивной технологии, способствующих развитию творческой, самостоятельной и критически мыслящей личности. Автор считает нужным применять приемы «Аллитерация» и «Ассоциация» которые можно использовать на этапе актуализации знаний или в качестве рефлексии.[Приложение 11] В 5-м классе автор начинает с самого понятия «ассоциации» - связи между отдельными представлениями, при которой одно из представлений вызывает другое. Учимся на простых примерах. В начале изучения темы «Древний Египет» учитель спрашивает детей, какие ассоциации вызывает у них слово «Египет». В ответ получает длинный ряд слов, понятий, имен. Автор поясняет, что все они так или иначе встретятся при изучении темы, а подробности о некоторых из них мы узнаем прямо сейчас. Наша задача – пополнить коллекцию знаний и представлений о Египте. После изучения темы можно вернуться к ассоциативному ряду и сравнить, насколько изменился список ассоциаций. В среднем звене при изучении нового материала можно предложить ребятам составить ассоциативный ряд, связанный с каким-либо понятием. Например, промышленный переворот. После составления ряда ученики работают с текстом, а затем анализируют, насколько верными оказались их ассоциации. В старшем возрасте учащиеся пробуют составить определение, используя ассоциативные слова. В качестве домашнего задания ребята составляют ассоциативный ряд.

Хотелось бы отметить, что на своих уроках автор часто использует приемы организации учебной дискуссии, например «Аквариум». На открытом уроке, проведенном в 6 классе ребята обсуждали вопрос о том, какую оценку можно дать периоду “средние века”: что это – эпоха варварства или достижений? Дискуссия на уроке получилась, ребята наперебой предлагали высказывания в защиту той или иной точки зрения. Задачей учителя было контролировать и регулировать культуру ведения дискуссии.

В любом возрасте ученики с удовольствием откликаются на использование интерактивного приема - «Интервью», который применим для погружения участников в определенную социокультурную среду. К примеру ученик «А» опрашивает ученика «Б» как участника Великой французской революции или ученики 7 класса по истории средних веков в параграфе 17 по теме «Усиление Московского княжества» становятся участниками беседы великого князя Дмитрия Ивановича с современными репортёрами, в основе которой лежит текст. Перед работой с текстом перед учащимися ставится задача – восстановить, добыть информацию, выстроить в схему, дать осмысленные ответы на предложенные вопросы. Прием востребован на этапе, когда ученики уже обладают определенными знаниями (повторения, рефлексии, проверки домашнего задания). Интервьюера можно предупредить заранее, в целях экономии времени урока и сохранения комфортной атмосферы для всех участников процесса обучения.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Социологические опросы
В нашей школе я проводила социологические опросы среди учащихся 4,5 и 7 классов. На основе данных опроса я сделала много выводов для себя. Некоторые из них я представлю в этом исследовании. Я попросила учащихся закончить предложение «Моя семья…», добавив к этому словосочетанию прилагательное, котор ...

Работа над сознательностью чтения
Сознательность в общем виде может быть определена как понимание прочитанного. Однако в методике этот термин употребляется в двух значениях: 1) применительно к овладению самим процессом чтения (техникой чтения); 2) применительно к чтению в более широком смысле (Т.Г. Рамзаева). Когда говорят о сознат ...

Последовательность действий при оказании первой медицинской помощи
Несмотря на недостаток или полное отсутствие медикаментов и мединструмента, вы можете оказать первую помощь себе или другим уцелевшим людям. Ниже описываются только такие приемы первой помощи, которые могут быть применены (и были испытаны на практике) в условиях экстремальной ситуации. Разумеется, ...

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.creativeeducation.ru