Приемы техники обратной связи особенно эффективны, когда надо определить степень погружения учеников в материал. Одним из таких приемов является «ПОПС – формула». Автор считает, что ценность этого метода в возможности ученику кратко и всесторонне выразить собственную позицию по изученной теме, показать насколько осознанно он ее воспринимает. Учащимся предлагается написать 4 предложения, отражающие 4 момента ПОПС-формулы. [Приложение 5]
Например, ученикам восьмого класса после изучения материала параграфа «Эпоха Петра Великого», учитель, в качестве рефлексии, может предложить прием «ПОПС- формула».
«…Я считаю, что реформы осуществленные Петром в России были неизбежными, потому что России надо было становиться европейской страной, отвоевывать выход к морю.
Я могу доказать на примере того, что Россия значительно отставала от других стран по уровню жизни. Россия не имела развитого мануфактурного производства, регулярной армии и военно- морского флота.
Исходя из этого, я делаю вывод, что эти реформы сыграли огромное значение в истории России и дали мощный толчок великим преобразованиям ХVIIIв.»
(составлено ученицей 8 «А» класса Ковган Ульяной).
Для того чтобы задать общее направление рефлексии учащихся, автор может добавить в первом предложении несколько слов, определяющих тему обсуждения.
Например:
«Я считаю, что Иван Грозный .»
«Я считаю, что правовое государство .» и т. д.
Ученик учится выражать собственное мнение, а учитель получает информацию о степени «погружения» ученика в материал, о степени понимания происходящих процессов, о его нравственной оценке того или иного события, явления.
При подведении итогов работы за определенный период автор использует прием «задания массивом». Например, ученикам шестого класса при подведении итогов за 5 уроков по теме «Восточные славяне» [Приложение 6] предлагается ряд заданий. Учитель сообщает, что им следует самим удостовериться в степени овладения учебным материалом. Их вниманию предоставляется ряд вопросов и заданий различного уровня на выбор. Они сами выбирают себе задания. Каждый из вопросов оценивается определенным количеством баллов. Например, на «10» надо набрать 25 баллов. Ученик может сделать три сложных задания и набрать необходимые баллы, или пять-шесть более простых. На основе выбираемых заданий учитель получит возможность для диагностики затруднений по данной теме, а ученик, находясь в ситуации выбора, избежит жестких рамок, что сделает его пребывание на уроке более комфортным.
Учащиеся любой параллели с интересом относятся к приему «Буриме».
Игровой приём, который легко организовать, позволяет развивать у детей фантазию, импровизацию, автор часто использует его для проверки домашнего задания или рефлексии. В отличие от традиционной игры «Буриме» в данном случае ребятам предлагаются не готовые рифмы, а помимо известных ключевых слов, слова и выражения, далекие от текста учебника, документа, дискуссии. Описываемый приём - наглядная проверка свободного владения учениками ранее изученным материалом. Не предупреждая ребят о задании, автор предлагает им назвать 5 любых слов. В классе царит оживление, называются слова, часто очень далекие от изучаемой темы: капуста, пирожки и т. д. Но вдруг учитель даёт задание составить небольшой рассказ по теме урока с обязательным использованием упомянутых слов. Тот ученик, который свободно владеет материалом, справится с этим заданием без проблем. В дальнейшем, конечно, подвоха не получится. Поэтому в запасе у учителя набор карточек со словами, отвлечёнными от учебного предмета. К предложенному варианту иногда можно добавить следующие:
· рассказ из 10 слов начинающихся с одной и той же буквы (например «В»)
· задача усложнится если предложить составить буриме в заранее оговоренной форме. Например, в виде японского стиха – хокку.
Так ученикам восьмого класса после изучения темы «Япония» можно предложить составить хокку . [Приложение 7]
Естественно некоторые из этих заданий требуют определенной сноровки и времени, поэтому целесообразнее задавать их в качестве домашнего задания. Несмотря на сложность, большинство учеников относятся к этой работе с воодушевлением.
Обучение монологической речи
Монологическая речь – это речь одного лица, выражающего в более или менее развёрнутой форме свои мысли, намерения, оценку событий и т.д. [1, с. 143] Одной из задач, которую выдвигает программа средней школы по иностранному языку, является обучение монологической речи. Целью обучения является формир ...
Анкетирование ребят старших
классов общеобразовательной школы
Во время прохождения школьной практики было проведено анкетирование в старших классах среди учащихся 10 А и 11 А классов с социально-экономическим уклоном. Цель анкетирования – выяснить, знакомо ли ребятам понятие систематизации и обобщения и как часто ребята самостоятельно обращаются к приемам сис ...
Выделение звука на фоне слова
В процессе развития элементарных форм фонематического анализа необходимо учитывать, что умение выделять и вычленять звук зависит от его характера, положения в слове, а также от произносительных особенностей звукового ряда. Исследователи отмечают, что ударные гласные узнаются гораздо легче, чем безу ...