Использование элементов модульно-редуктивной технологии на уроках

Развитие образования » Модульно-редуктивное обучение истории и обществоведению » Использование элементов модульно-редуктивной технологии на уроках

Страница 2

С целью раскрытия творческих способностей учащихся автор использует в ходе повторения или обобщения следующие задания: составить тест, кроссворд, ребус. В этом случае повторение не будет скучной работой, а превратится в глубоко мотивированную задачу. Лучшие варианты автор предлагает для решения всему классу, что повышает самооценку и мотивацию ученика, составившего задание. Сложность здесь состоит в том, что ученики должны понимать разницу между альтернативным тестом и тестом на соответствие или тестом на исключение лишнего. Поэтому данный прием целесообразно использовать в классах старшего звена, хотя ученики пятых или шестых классов с энтузиазмом относятся к такого рода заданиям.

И если учащиеся пятой и шестой параллели любят составлять кроссворды, то ребята постарше отдают предпочтение тестам. [Приложение 3]

Для расширения кругозора учащихся автор старается чаще использовать дополнительный материал, хрестоматию и интерактивные, в данном случае – групповые, формы работы. Например, в шестом классе при изучении материала параграфа «Средневековый город» после объявления темы занятия учитель предлагает учащимся вспомнить, что они знают по теме «Средневековый город», сделать пометки у себя в рабочих тетрадях. Учитывая современные условия информационной перенасыщенности, учащиеся, как правило, что-то знали, что-то слышали, или видели по объявленной проблеме. Понятно, что информация может быть неполная, неточная, даже искажённая. Возможность высказаться предоставляется всем желающим. Целью этапа является вызов и актуализация. Возможен вариант, когда этап делится на три части: индивидуальную, парную и групповую. Учащиеся сообщают друг другу информацию и дополняют ее. Затем каждая группа сообщает о своих результатах обсуждения. Учитель фиксирует данные групп на доске (если материала много можно систематизировать его в схему). После этого ученикам выдается текст по изучаемой проблеме (время работы с текстом оговаривается заранее). Во время изучения материала ученики выделяют моменты, уже известные и те, которые содержат новую информацию.

Затем учитель подводит с учениками итоги, что они узнали нового о средневековом городе, о жизни горожан. Спрашивает, что они хотели бы узнать еще и затем предлагает внести результаты в таблицу следующего вида. [Приложение 4] Происходит своего рода «инвентаризация» текста - анализ, самоанализ, самооценка, мотивация к новому витку познания.

После заполнения таблицы учитель предлагает ученикам вернуться к началу урока и самим проанализировать, насколько их представления об изучаемом предмете или явлении изменились. Учитель акцентирует внимание на последнюю колонку «Хочу узнать», дает рекомендации, задания, указания справочных изданий, где дети могли бы найти ответы на интересующие их вопросы.

Таким образом, этот прием направлен на многократное повторение изученного материала и если урок прошел успешно то, как правило, нет необходимости задавать домашнее задание.

Учащиеся любого возраста любят составлять «шифрограммы».Этот прием автор использует в рамках техники сжатия полученной информации. Суть его состоит в трансформации знаний, превращении новых знаний в личные знания, а значит – понимание материала. Ученик пятого класса получит задание «Зашифруй послание Юлия Цезаря его сторонникам в Риме». В седьмом классе можно предложить составить шифровку «Шпион при дворе французского короля докладывает Карлу Смелому», а ученик девятого класса получает задание составить авторский опорный конспект изученной темы. В младших классах автор предлагает учащимся разбиться на группы и поиграть в разведчиков или шпионов. Одни шифруют информацию, другие ее расшифровывают. Или в среднем звене провести конкурс на лучшую шпаргалку. Так как у каждого человека свой язык кодирования, задание может оказаться не таким уж и легким. Момент соревнования повышает активность учащихся, их самооценку, способствует развитию образного мышления и логики.

Логичным завершением работы с текстом автор считает составление «резюме». Ученикам предлагается несколькими предложениями описать событие или явление, рассказать или написать одним абзацем, о чем данный параграф. Например, учащиеся восьмого класса с интересом стали составлять резюме к материалу параграфа «Индия» в форме короткого рассказа. Автором были предложены на выбор «Рассказ местного жителя о своей стране» и «Письмо домой английского путешественника». Лучшие резюме авторы зачитывали классу. Проверка показала, что порой очень непросто изложить суть кратко, лаконичности надо учиться. Кроме того этот прием позволяет совершенствовать и развивать навыки и умения письменной речи.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Структура социально-педагогического управления в школе
Предполагаем, что для всех, изучающих науку управления и применяющих ее на практике, важно представлять себе сущность менеджмента не просто как набор методов и подходов к управлению, а как логически оправданную систему взаимосвязанных элементов, образующих структуру управленческой деятельности на п ...

Портретная характеристика учителя как жанр школьного сочинения
В ходе данной работы также потребовалось выяснить, какими сведениями о портретной характеристике как жанре детского сочинения располагает современная научная литература, в чём заключаются особенности портретной характеристики как речевого произведения. Изучение лингвистических источников показало, ...

Классификации нарушений слуха
В основу ряда классификаций нарушений слуха положены различные факторы. Одной из наиболее распространенных в дошкольных учреждениях и школах для детей с нарушениями слуха является классификация Л.В. Неймана (1977). В ней учитывается степень поражения слуховой функции и возможности формирования речи ...

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.creativeeducation.ru