Построение систематических курсов химии VIII класса для формирования понятия о химической реакции

Развитие образования » Построение систематических курсов химии 7 класса для формирования понятия о химической реакции » Построение систематических курсов химии VIII класса для формирования понятия о химической реакции

Страница 2

2) закономерности возникновения и протекания химических реакций (энергетика, скорость, катализ, химическое равновесие);

3) количественные характеристики химических реакций (соотношения веществ, термохимические расчеты, проявление закона сохранения массы веществ);

4) классификация химических реакций;

5) практическое использование химических реакций;

6) методы исследования химических реакций.

В данной системе понятий особого внимания заслуживает классификация химических реакций, подробно разработанная Т.З.Савич (таблица).

Таблица 1. Классификация химических реакций

Принципы классификации

Характеристика реакций

Примеры реакций

Исходное состояние реагирующей системы

Гомогенные

Взаимодействие азота с кислородом

Гетерогенные

Взаимодействие оксида кальция с оксидом углерода(IV)

Наличие окислительно-восстановительного процесса

Окислительно-восстановительные реакции

Взаимодействие цинка с соляной кислотой

Реакции, в которых окислительно-восстановительный процесс отсутствует

Разложение карбоната кальция с образованием оксида кальция и оксида углерода(IV)

Участие катализатора

Каталитические

Взаимодействие азота с водородом

Некаталитические

Взаимодействие оксида серы(IV) c водой

Обратимость реакции

Обратимые

Взаимодействие оксида серы(IV) c водой

Необратимые

Разложение дихромата аммония

Энергетический эффект реакции

Экзотермические

Горение магния

Эндотермические

Разложение оксида ртути(II)

Соотношение числа исходных и полученных веществ

Соединение

Взаимодействие оксида кальция c водой

Разложение

Разложение малахита

Замещение

Взаимодействие железа и хлорида меди(II)

Обмен

Взаимодействие нитрата серебра и хлорида натрия

Реакции, протекающие без изменения качественного состава простых и сложных веществ

Аллотропные превращения

Превращение кислорода в озон

Изомеризация

Образование одного изомера из другого

Такая обобщенная таблица формирует у учащихся определенный кругозор, способствует пониманию ими химических реакций. K такой классификации учащиеся приходят в конце обучения постепенно и последовательно.

В зарубежных курсах химии и довольно редко в нашей общеобразовательной школе используется построение курса на основе формирования и развития системы понятий о химической реакции как системообразующего фактора. Примером такого курса может служить переведенная на русский язык книга американских авторов под редакцией Г.Сиборга. Приведем в качестве иллюстрации оглавление этой книги, написанной для американских колледжей (это более продвинутый курс по сравнению со средней общеобразовательной школой).

Нетрудно заметить, что при таком построении получается курс общей химии, что характерно для курсов, построенных на основе системы понятий о химической реакции.

Страницы: 1 2 3 4

Источники питания в дикой природе. Способы добывания, сохранения и приготовления пищи
Источники питания в дикой природе Неприкосновенный аварийный запас. Когда предполагаемый маршрут путешествия пролегает по безлюдным районам и особенно когда срок проведения похода выпадает на холодное время, группе целесообразно заранее укомплектовать продуктовый неприкосновенный запас (НЗ). Продук ...

Психолого-педагогические аспекты организации обучения с использованием творческих задач, условия для его реализации
урок информатика школа педагогический творческий В данном параграфе рассмотрены психолого – педагогические аспекты организации творческой деятельности, проведен анализ, в результате которого выявлено, какие необходимо создать условия для ее реализации, так чтобы у школьников возникла заинтересованн ...

Результаты исследования влияния дидактических игр на развитие внимания учащихся 5 классов
Педагогический эксперимент чаще всего преследует цель проверки эффективности различных педагогических воздействий (методы, приемы, формы организации учебной или воспитательной работы). Это значит, что с помощью эксперимента может и должна быть установлена причинная связь между проверяемыми педагоги ...

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.creativeeducation.ru