Профессиональная направленность будущих специалистов – учителей «Технологии»

Развитие образования » Изучение профессиональной направленности будущих специалистов-учителей "Технологии" » Профессиональная направленность будущих специалистов – учителей «Технологии»

Страница 5

Целью профессиональной подготовки к педагогической деятельности является формирование адекватной профессиональной направленности психических образований как формирование определенного выбора профессиональных предпочтений субъекта, обусловленных технологической подготовкой (в системах «Человек-Человек», «Человек-техника», «Человек-знак») и определенным индивидуальным стилем педагогической деятельности.

К собственно педагогической деятельности, относятся качества: научная подготовка учителя; личный учительский талант, последнее качество включает − педагогический такт, педагогическую самостоятельность и педагогическое искусство.

Е.А. Климовым выделен определенный набор качеств педагога как представителя профессии, относимой к типу системы «Человек-Человек».

В него входят качества: наличие устойчиво хорошего самочувствия в ходе работы с людьми; потребность в общении; способность мысленно ставить себя на место другого человека; быстро понимать намерения, помыслы, настроение других людей; разбираться во взаимоотношениях людей; хорошо помнить и держать в уме знание о личных качествах многих и разных людей.

Также для набора качеств личности этой профессиональной схемы свойственны: «умение руководить, учить, воспитывать, осуществлять полезные действия по обслуживанию различных потребностей людей; умение слушать и выслушивать; широкий кругозор; речевая (коммуникативная) культура; решение нестандартных ситуаций; высокая степень саморегуляции» (Н.В. Кузьмина).

При рассмотрении технологической деятельности с позиции предмета труда, обращает на себя внимание то, что в ней аккумулированы и другие схемы взаимоотношений и, прежде всего, в системе «Человек-Знак» и «Человек-техника». Знаковые, и в частности, языковые системы в педагогической деятельности являются основным средством передачи общественно-исторического опыта, в то же время сами знаковые системы представляют собой предмет усвоения.

Анализ большого количества функциональных компонентов педагогической деятельности, выделенных различными авторами позволил выделить четыре основных: конструкторский, исследовательский, коммуникативный, рефлексивный.

Так, Н.В. Кузьмина писала, что конструктивная деятельность учителя состоит в отборе и композиции учебно-воспитательного материала «соответственно целям деятельности, возрастным и индивидуальным особенностям детей…».

А.К. Маркова вычленила «умение при постановке педагогической задачи ориентироваться на ученика как на активного развивающегося соучастника учебно-воспитательного процесса, имеющего собственные мотивы и цели». Эта ориентация должна иметь место в решении педагогической задачи вплоть до ее реализации в общении с учащимися.

Н.В. Кузьмина, полагая, что критерием правильного решения «длинного ряда задач» является продвижение учителя и учащихся к конечной цели деятельности, отмечала, что у отдельных учителей происходит «подмена конечных целей частными, происходит смещение целей, изменение акцентов в деятельности и нарушения в педагогическом процессе», т.е. учителя тренируются в использовании отдельных умений без понимания психолого-педагогической основы учебного процесса, что делает усвоенные умения «слепыми».

Очень важным оказывается и вопрос о содержании исследовательского компонента педагогической деятельности. Педагог, не владеющий профессиональной исследовательской культурой, работает по формуле: «Не изучаю, но воздействую». Отсюда – неизбежность «слепых» форм педагогического конструирования, смысловых барьеров в общении с учащимися, формализма, непригодности к педагогической деятельности, наконец.

По А.И. Щербакову исследовательская функция учителя проявляется в изучении ученика, класса, группы, наблюдении и анализе урока, при внесении нового в содержание обучения, апробации методов преподавания, анализе собственного опыта, критической оценке методических указаний, творческом решении педагогических задач. Действительно, исследовательская деятельность пронизывает всю педагогическую деятельность, и любое принятие решения без ее «участия» обречено на неудачу.

Коммуникативный компонент – здесь выделяют две стороны: педагогическое общение, осуществляемое во взаимодействии с учащимися, и контакты с коллегами и другими участниками педагогического процесса. Естественно первой стороне уделяется большое внимание, поскольку авторитет учителя в глазах школьника во многом определяется его коммуникативными качествами.

Специалисты единодушны относительно важнейшей роли педагогического общения в педагогической деятельности: педагогическая деятельность строится по законам общения; педагогическое общение – важнейшее орудие создания в классе атмосферы равенства, справедливости, чуткости; высокая культура общения – важнейшая предпосылка успеха всей воспитательной работы. Вместе с тем фактическое обретение учителями и студентами высокой компетентности в педагогическом общении оказывается большой проблемой.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Содержание, цели и задачи воспитания гражданского самосознания школьников
Начало 21 в. для Казахстана – время формирования гражданского общества и правового государства, перехода к рыночной экономике, признания человека, его прав и свобод высшей ценностью [12, 52]. Изменения. Происходящие в обществе, определяют новые требования к отечественной системе образования. Успешн ...

Особенности работы по развитию разговорной речи на уроках развития речи в первом классе
Теперь мы рассмотрим, как проводятся уроки развития речи в первом классе (г. Рязань). В данном случае мы будем наблюдать фрагменты уроков работы пор закрытой картинке. Развитие речи (фрагмент урока). 1-Б класс, 4-я четверть, май. 1 Урок. Работа по закрытой картинке. «Летние забавы детей» (3 часа). ...

Организационно – педагогические условия становления и развития алтайской национальной школы в 1917 – 1945 гг
Рассмотрим состояние школьного дела у алтайцев до революции. Развитие просвещения в Горном Алтае было связано с Алтайской духовной миссией. При активном участии ее деятелей М.Я. Глухарева, В.И. Вербицкого, П.И. Макушина и М.В. Чевалкова во второй половине XIX в. открылись первые миссионерские школы ...

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.creativeeducation.ru