Профессиональная направленность будущих специалистов – учителей «Технологии»

Развитие образования » Изучение профессиональной направленности будущих специалистов-учителей "Технологии" » Профессиональная направленность будущих специалистов – учителей «Технологии»

Страница 3

Следующей, более высокой ступенью профессионализма, является педагогическое мастерство. В педагогической энциклопедии данный уровень педагогических умений определяется следующим образом: «Мастерство педагогическое – высокое и постоянно совершенствуемое искусство воспитания и обучения, доступное каждому педагогу, работающему по призванию и любящему детей»

Педагогическое мастерство учителя во многом зависит от личности самого учителя, его моральных качеств, ума, воли, характера. Все эти качества представлены у разных учителей в самых различных структурных сочетаниях. Овладению педагогическим мастерством, как указывает А.И. Щербаков, способствуют:

Устойчивый интерес и склонность к работе с детьми;

Наблюдательность и терпеливость;

Способность к анализу, систематизации и обобщению;

Творческое воображение;

Педагогический такт.

Поэтому высокий уровень мастерства учителя носит комплексный характер и предполагает, во-первых, глубокое знание предмета на уровне современных достижений науки; во-вторых, хорошую методическую вооруженность учителя; в третьих, умение «видеть» ребенка и коллектив, понимать их запросы; в-четвертых, умело использовать личные качества при организации деятельности учащихся.

Учителей-мастеров отличают такие качества, как умение отобрать нужный материал для урока, наличие навыков научного творчества и самообразования, четкое отношение к реакциям учеников, умение организовать коллективную деятельность учащихся, организовать влияние коллектива на отдельных детей, добиться усвоения ими прочных и глубоких знаний и выработки необходимых практических навыков и умений.

Кроме того, сюда включают: глубокую осведомленность в психолого-педагогической и специальной литературе; постоянное обращение к этой литературе как теоретической основе учебно-воспитательной работы в школе; стремление совершенствоваться, заниматься самообразованием; наличие творческого подхода к решению проблем обучения; способность владеть мыслительными операциями (анализ, синтез, сравнение, обобщение); высокие результаты деятельности учителя в обучении и воспитании.

Таким образом, вполне очевидно, что в существующих взглядах на педагогическую деятельность преобладают феноменологические подходы, пытающиеся зафиксировать определенную сумму знаний или уровень умений и тем самым выявить степень профессионализма педагога.

В то же время можно заметить в рассмотренных проблемах тесную связь, взаимопереходы между структурой деятельности и личностными качествами педагогов. Однако отсутствие целостной концепции, объясняющей эти взаимосвязи, имеющие взгляды исследователей, несмотря на свою правомерность и преимущество при некоторых обстоятельствах не позволяют решать поставленные задачи, так как являются излишни статичными.

Все изложенное требует признания необходимости исследования профессиональных проявлений психики, выработки определенного взгляда на содержание и структуру профессиональной деятельности и изменений личности в ее процессе. Очевидно, что существует немало причин, препятствующих педагогу осуществлять свои замыслы.

При рассмотрении специфики профессиональной подготовки будущих педагогов в настоящее время учитывается трактовка этой педагогической профессии как необходимой для общества, социально ценной и ограниченной, вследствие разделения труда, области приложения физических и духовных сил человека, дающая ему возможность получать взамен затраченного труда необходимые средства его существования и развития.

Именно в рамках вузовской подготовки у студентов формируется система понятий и представлений об этой профессии, ее специфике, факторах и условиях реализации основных элементов деятельности, механизмах становления личности и обеспечения личностного роста на этапах послевузовского образования.

В связи с этим при организации учебного процесса особое внимание уделяется не только совершенствованию процесса обучения, но и различным педагогическим технологиям, в ходе освоения которых возможно развитие и накопление студентам субъективного опыта, включающего в себя представление о «технологических» элементах этой деятельности, о стилях и способах воздействия и взаимодействия, об эффективных методах усвоения учебного материала, мере включения в учебную деятельность, развитии возможности прогнозировать свое поведение, оптимизировать психическую активность.

Педагогическая профессия, ее образ, рефлексивные способности будущих учителей имеют устойчивые характеристики еще до поступления в педагогический вуз. Можно выделить ряд элементов педагогической деятельности, которые оказываются освоенными до получения профессионального педагогического образования. К ним относятся и представления о педагогических способностях.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Нетрадиционные формы проведения лекций
Проблемная лекция начинается с вопросов, с постановки проблемы, которую в ходе изложения материала необходимо решить. Проблемные вопросы отличаются от не проблемных тем, что скрытая в них проблема требует не однотипного решения, то есть, готовой схемы решения в прошлом опыте нет. С помощью проблемн ...

Виды самоконтроля и их классификация
В психолого-педагогической литературе классификация самоконтроля проводится на основе разных признаков. По способам получения информации о протекании выполняемой операции все виды самоконтроля можно разделить на две группы: осуществляемые непосредственно при помощи органов чувств или непосредственн ...

Абстрагирование
Абстрагирование - мысленное отвлечение от ряда свойств предметов (явлений) и отношений между ними, либо выделение существенных свойств и отношений. [1] Под абстрагированием понимается отвлечение от несущественных в данном исследовании свойств исследуемого объекта или же выделение у объекта свойства ...

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.creativeeducation.ru