Профессиональная направленность будущих специалистов – учителей «Технологии»

Развитие образования » Изучение профессиональной направленности будущих специалистов-учителей "Технологии" » Профессиональная направленность будущих специалистов – учителей «Технологии»

Страница 4

Следовательно, в процессе вузовского обучения у будущих учителей необходимо сформировать субъектный опыт анализа и формирования осознанной саморегуляции, определяющей произвольность человеческой активности, прогнозирование поведения, раскрытие внутренних резервов и потенциальных личностных возможностей своих и будущих учеников. Рассмотренные данные ведут к постановке вопроса об основных средствах психологической подготовке к педагогической деятельности.

В последнее время в педагогические вузы приходят студенты с обедненным представлением об общечеловеческих ценностях, с низким уровнем воспитанности. Поэтому важнейшей задачей образования и воспитания является формирование ценностных ориентации будущего учителя. Под таковыми мы понимаем систему личностно значимых педагогических ценностей будущего учителя, регулирующих его отношение к своему труду, к личности ученика и к коллегам, позволяющих ему реализовать себя в педагогической деятельности и достичь высокого уровня профессионализма. Ценностные ориентации определяют успешность профессионального труда, скорость и безболезненность социальной адаптации, включенность учителя в процесс совершенствования школьного микросоциума.

Введение в программу средней школы образовательной области "Технология" требует аксиологической направленности в подготовке будущих учителей. На фоне бывшего трудового обучения технологию выгодно отличает разнообразие изучаемых школьниками сфер человеческой деятельности.

Уже привычные для трудового обучения обработка древесины и металлов, электротехнические и ремонтные работы в быту (для юношей), кулинарные работы и обработка ткани (для девушек) расширили свои рамки, и основной акцент в них теперь делается на технологическую подготовку учащихся.

Помимо этого образовательная область "Технология" включает и направления несколько иного характера: промышленность (металлообработка, деревообработка, электротехника, радиоэлектроника и др.), экономика, образование, медицина, строительство, транспорт, делопроизводство, вычислительная техника и информационные технологии, декоративно-прикладное искусство, растениеводство, животноводство, сфера обслуживания.

В требованиях к уровню подготовки выпускников основной школы по образовательной области "Технология" четко выделяются знания и умения, которыми должны овладеть школьники. Все они направлены на создание материальных ценностей, а вот личность ученика, его внутренний мир остаются за рамками внимания.

Однако часть креативной функции, связанной с реализацией творческих возможностей человека, заложена и в духовной культуре.

В силу этого возникает необходимость подготовки учителя-новатора, творца, способного к полноценной реализации содержания технологического образования в школьной практике, что само по себе не представляется возможным без формирования у него системы профессионально-ценностных ориентации как отражение складывающейся профессиональной направленности будущих специалистов.

Сведения об уровне профессиональной подготовки будущих специалистов в тот или иной момент обучения позволяют смоделировать процесс формирования профессионально-ценностных ориентации, определить наиболее эффективные условия его протекания, разработать соответствующую технологию.

Период обучения в вузе у будущих учителей по данным исследований характеризуется неустойчивостью и спонтанностью в формировании ориентации на отдельные ценности педагогической профессии. Мы полагаем, что этот процесс должен быть управляемым, регулируемым, а его результативность и успешность определяют педагогические условия.

Процесс профессиональной ориентации на педагогические ценности может быть продуктивным только при наличии строго определенного комплекса условий. В системе вузовской подготовки учителя технологии они должны обязательно присутствовать и определять весь процесс формирования ценностных установок. К таким условиям мы относим:

ценностное наполнение содержания образования, введение в учебный план дисциплин и курсов по выбору, максимально способствующих формированию профессионально-ценностных ориентации, а также отражение в содержании учебных дисциплин тех ценностей, к которым формируется отношение студентов. Кроме этого, в программу должны быть включены все компоненты содержательной структуры, включая знания, умения и навыки, опыт творческой деятельности и опыт эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру;

технологию преподавания учебных дисциплин, построенную на основе субъект-субъектных отношений;

умение педагога транслировать ценности в жизнедеятельность студентов;

необходимость вовлечения студентов в самообразовательную деятельность, которая играет роль катализатора в процессе интериоризации профессионально значимых ценностей.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Воображение как фактор системы музыкального восприятия
В исполнительской и педагогической практике уже давно установилось представление о музыкальности как главном свойстве специфической одаренности. Выступая как доминирующее свойство личности, музыкальность существенно влияет на поведение, интересы, склонности – все стороны психической деятельности ин ...

Реализация здоровьесберегающих образовательных технологий в учебном процессе
Охрану здоровья детей можно назвать приоритетным направлением деятельности всего общества, поскольку лишь здоровые дети в состоянии должным образом усваивать полученные знания и в будущем способны заниматься производительно-полезным трудом. Существует более 300 определений понятия "здоровье&qu ...

Программные требования по разделу “Ориентировка в пространстве”
Проблема ориентации человека в пространстве широка и многогранна. Она включает как представление о величине и форме, так и пространственное различение, и восприятие пространства, и понимание различных пространственных отношении (определение положения предмета в пространстве между другими предметами ...

Навигация

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.creativeeducation.ru