Методы формирования самоконтроля у учащихся на уроках в учебных мастерских

Развитие образования » Влияние самоконтроля учащихся на качество профессиональной подготовки » Методы формирования самоконтроля у учащихся на уроках в учебных мастерских

Страница 2

В процессе производственного обучения используются различные способы инструктирования учащихся перед выполнением ими задания: словесное объяснение, показ действий, письменно-графическая инструкция, а также различные их сочетания. Каждый из этих способов имеет свои особенности, по-разному влияющие на качество и скорость овладения приемами работы: при словесном объяснении учащиеся обдумывают предстоящие действия, применяют разнообразные способы их выполнения, исправляют недочеты. Задание выполняется медленно, по с высоким качеством; при показе они копируют действия мастера, задание выполняют быстрее за счет отсутствия пауз на обдумывание, но в работе имеется много пропусков и ошибок. Поэтому для повышения качества работы и быстроты ee выполнения входе инструктирования учащихся необходимо сочетать словесное объяснение и показ.

Инструктирование учащихся о способах выполнения работы должно включать в себя также указания по осуществлению ими самоконтроля. Методика такого инструктирования нуждается в обстоятельной разработке и зависит от содержания работы и подготовленности учащихся.

Самоконтроль совершенствуется и развивается в соответствии с определенными периодами производственного обучения [2, с. 116].

В педагогической литературе проведение самоконтроля в условиях производственного обучения подразделяется на три уровня - в зависимости от характера выполняемой учебной работы учащимися и периода обучения. Подразделение это носит условный характер, но благодаря ему можно проследить особенности каждой ступени, дать общие психолого-педагогические рекомендации для обучения учащихся самоконтролю. Рассмотрим, как овладевают учащиеся самоконтролем на каждом уровне в отдельности. Раскроем содержание каждого уровня и методы, которые направлены на формирование самоконтроля учащихся на данном уровне.

Самоконтроль первого уровня. Учебные работы еще выполняются всецело на основе образца - эталона, инструкций, показанных приемов. Учащимся обстоятельно объясняют цель каждого действия и показывают способы и условия их выполнения, а также конечный результат. Уровень познавательной активности и самостоятельности учащихся не выходит за рамки подражательной деятельности. Ошибки при овладении операцией исправляются с большим опозданием. Внимание учащихся еще слабое, несосредоточенное.

Включаясь в трудовую деятельность самоконтроль становится важным звеном выполнения учебного задания, производится со все большей тщательностью. На этой ступени в развитии учащихся происходят заметные изменения. Они накопили уже определенный объем знаний, умений и навыков, стали лучше анализировать свои действия, активизировалась их мыслительная и познавательная деятельность.

Увлечение внешней стороной контроля сменяется более устойчивым вниманием к технологическому процессу, к результатам труда. Выполняя самоконтроль учащиеся анализируют и корректируют процесс обработки, рационально применяют инструкцию и приспособления [1, с. 51].

Однако в деятельности учащихся на этой ступени замечается нерациональная трата времени на излишне частую проверку качества изготовляемой продукции. Известно, что в первоначальный период обучения, когда для изготовления детали планируется значительный припуск на обработку, частые замеры не требуются. Только при окончательной доводке обрабатываемой детали до установленных чертежом размеров требуется тщательная и частая проверка. Учащиеся же пока не владеют таким дифференцированным подходом, и если на первом этапе они излишне увлекаются проверкой, то на втором, завершающем этапе недостаточно прибегают к ней. Сложные требования, предъявляемые к учащимся на этой ступени, оказывают определенное воздействие на дальнейшее совершенствование их профессиональной самостоятельности. Учащиеся продолжают совершенствовать воспроизводящие процессы выполнения действий по образцу, но уже большее место начинают занимать преобразующие процессы, творчество учащихся. Наступает некоторое уравновешивание воспроизводящих и творческих процессов, характеризующих развитие у учащихся самостоятельной мысли, действий.

На первой ступени обучение самоконтролю направлено на отработку способов действий, на тщательном разъяснении и показе их содержания, на объяснении цели, результата, возможных ошибок, с указанием приемов их предотвращения. Мастера производственного обучения проводят подробный инструктаж учащихся с использованием объяснения с показом приемом действия и самоконтроля, применяют инструкционные карты с графой «самоконтроль», используют эталонные изделия, упражнения [1, с. 118].

В процессе инструктирования следует систематически и всесторонне раскрывать учащимся структуру их деятельности, учить рациональным действиям, способствующим успешному развитию у них самостоятельности и самоконтроля. По мнению Г.И. Ажикина самоконтроль учащихся только тогда успешно формируется, когда мастера производственного обучения, опираясь на указанные требования, добиваются раскрытия перед ними необходимой для выполнения задания ориентировочной основы деятельности и всесторонне учитывают индивидуальные особенности отдельных учащихся. На каждом уроке должно быть обеспечено:

Страницы: 1 2 3 4 5

Программа социально-правовой защиты детства в школе
Одна из программ, посвященных социально-правовой защите ребенка в школе, проводится в городе Екатеринбург, она называется «Школа профилактики». Цель программы: повышение профессиональной компетентности специалистов в области организации профилактической деятельности в образовательном учреждении на ...

Развитие мелкой моторики рук у детей с ЗПР в ходе дидактических игр и игровых упражнений
Опираясь на выявленные в ходе констатирующего эксперимента недостатки развития ручной моторики и отметив, что уровень развития мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития находится на среднем и низком уровне развития, приступили к проведению формирующ ...

Неотложные действия в экстремальных ситуациях
Первое, что должен сделать человек, попавший в беду, — это постараться успокоиться и здраво оценить обстановку. Очень важно в момент аварии изжить чувство страха, наметить наиболее безопасную линию поведения. Действия группы должны проходить по следующему сценарию. Потерпевшие бедствие должны: оцен ...

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.creativeeducation.ru