Методы формирования самоконтроля у учащихся на уроках в учебных мастерских

Развитие образования » Влияние самоконтроля учащихся на качество профессиональной подготовки » Методы формирования самоконтроля у учащихся на уроках в учебных мастерских

Страница 5

Таким образом, анализ литературы позволил нам раскрыть методы формирования самоконтроля. Выявить, что самоконтроль формируется в зависимости от периода обучения. Раскрыть сущность самоконтроля на каждой ступени обучения и выявить методы формирования самоконтроля. Полученные данные представлены в таблице 2.

Таблица 2

Методы обучения самоконтроля на каждом из периодов производственного обучения

Периоды производственного обучения

Первая ступень

Вторая ступень

Третья ступень

Самоконтроль в себе (неосознанный)

Самоконтроль слитный с трудовой операцией

Самоконтроль комплексный (корректирующий и констатирующий)

Характер самоконтроля

Необходимость самоконтроля еще не сознается. Подражание образцу носит робкий характер и выполняется изолированно, вне связи с трудовой операцией, в основном - процессуально

Самоконтроль сливается с трудовой операцией

Полное овладение процессуальным и итоговым самоконтролем

Методы обучения

Тщательный устный инструктаж, письменные инструкции с ука- занием на способы само- контроля, эталоны, упражнения в выполнении приемов само- контроля, распознавание мест контроля, овладение простей- шими контрольно-измеритель- ными инструментами

Устный инструктаж, закрепление приемов процесса выполнения задания, письменные инструкции сокращенные (указания на самоконтроль процесса работы не дается). Отработка приемов измерения универсальными инструментами

Упражнения со сложными универсальными инструментами,

технологические карты

Анализ литературы по педагогике, психологии, методике показал, что самоконтроль рассматривали в своих работах Г. И. Ажикин, Н.Д. Левитов, В.В. Чебышева, Л.Б. Ительсон, А.С. Лында и др. Не смотря на это в психолого-педагогической нет однозначного подхода к понятию сущности самоконтроля. В работе мы взяли за основу определение самоконтроля предложенное Н.Д. Левитовым. Мы будем рассматривать самоконтроль как компонент целенаправленной деятельности учащихся, заключающийся в анализе и регулировании ее хода и результатов, и как умение контролировать свою деятельность и исправлять замеченные ошибки.

Структуру самоконтроля раскрывают в своих работах А.С. Лында, В.В. Чебышева, Н.Д. Левитов. Анализ литературы показал, что, не смотря на некоторые различия в подходах, к основным структурным элементам авторы относят цель деятельности, оценку своей работы и корректирование выполняемой работы.

В психолого-педагогической литературе нет и единой классификации самоконтроля. Все рассмотренные нами классификации дополняют друг друга. Для занятий в учебных мастерских наиболее приемлема на наш взгляд классификация по видам деятельности, так как она направлена на формирование самоконтроля на всех этапах выполняемой деятельности.

Одним из условий формирования самоконтроля является выбор методов. Выбор методов и их сочетание осуществляется исходя из периода обучения, содержания работы, уровня подготовленности учащихся. К методам формирования самоконтроля авторы относят технологические карты с элементами самоконтроля, образцы изделий, взаимоконтроль, чтение чертежей.

Страницы: 1 2 3 4 5 

Международный контекст развития исторического образования
В 1996 г. Российская Федерация вошла в состав Совета Европы, а в 2003 г. присоединилась к Болонской декларации. В результате этих решений педагоги России получили доступ к международной информации и возможность участия в интеграционных образовательных проектах Западной Европы. Эксперты Совета Европ ...

Общая характеристика нетрадиционных форм организации деятельности на уроке
С середины 70-х гг. в отечественной школе обнаружилась опасная тенденция снижения интереса школьников к занятиям. Отчуждение учащихся от познавательного труда педагоги пытались остановить различными способами. На обострение проблемы массовая практика отреагировала так называемыми нестандартными уро ...

Реальные проблемы географического содержания
Несмотря на то, что решение многих реальных проблемных задач требует применения умений, понятий и знаний процессов из других учебных предметов, существуют проблемы и сугубо географического характера. Возникнув на уроках географии, они могут перерасти в географическое исследование. Их появлению спос ...

Навигация

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.creativeeducation.ru