Методы формирования самоконтроля у учащихся на уроках в учебных мастерских

Развитие образования » Влияние самоконтроля учащихся на качество профессиональной подготовки » Методы формирования самоконтроля у учащихся на уроках в учебных мастерских

Страница 3

1) создание у учащегося полного представления о содержании задания и понимание его цели;

2) четкое разъяснение всех составных элементов приема или упражнений по самоконтролю и последовательности их выполнения; технических условий и учебных требований, предъявляемых к выполнению приема, упражнения или обработке детали; типичных ошибок, допускаемых при выполнении приема, упражнения, и признаков, по которым можно контролировать правильность выполняемых действий; путей предотвращения и исправления этих ошибок;

3) систематический специальный инструктаж об устройстве, приемах обращения и умении правильно пользоваться измерительным и контрольно-проверочным инструментом для промежуточного и конечного контроля обработки деталей;

4) постоянный анализ и разъяснение прямых и косвенных признаков, по которым учащийся может непосредственно в процессе работы судить о степени правильности выполняемых им рабочих действий и о качестве получаемых результатов;

5) рассмотрение и использование эталонного изделия, технологических условий, ГОСТов, чертежей и т. д.[1, с. 123].

Рекомендуется систематически на каждом уроке обосновывать необходимость самоконтроля и требовать его выполнения каждым учащимся. Для этого тщательно объясняется содержание самоконтроля, в учебную деятельность учащихся включаются самопроверки как необходимый составной элемент овладения профессиональными навыками. При контроле за работой учащихся нужно постоянно требовать, чтобы перед сдачей своей работы (детали, изделия, объекта и т. п.) они обосновывали и показывали способы самоконтроля. Обнаруживая совпадение с образном, они испытывают удовлетворение, а найдя у себя ошибки, стремятся их устранить. Не рекомендуется рассматривать в таком случае лишь ошибочные примеры. Нужно показывать и анализировать и положительные примеры.

Самоконтроль, направленный на выявление ошибок и недостатков в учебной деятельности, побуждает учащихся искать причину этих недостатков, толкает их на пополнение, углубление и уточнение знаний. Самоконтроль начинает выступать не только как средство выявления действенных знаний и усвоения материала учащимися, но и как способ дальнейшего освоения его.

Успех самоконтроля зависит от объема, прочности и гибкости знаний, с которыми учащиеся соотносят выполняемую деятельность.

Важным разделом работы мастера производственного обучения, подавляющего большинства специальностей, является обучение учащихся технике измерения, пользованию контрольно-измерительными инструментами. Для этого должна быть проведем с учащимися система специальных упражнений. Целесообразно проводить эту работу с учащимися по звеньям [1, с. 124].

Проведенные исследования и практический опыт подтверждают эффективность применения специальных учебных карт по обучению учащихся технике измерения, инструкционных карт с графой «самоконтроль».

Непосредственный показ выполнения проверочных действии анализ ошибок и способы их устранения являются наглядным раскрытием ошибок и частных правил корректирования. Если отклонения носят единичный характер, мастер производственного обучения объясняет их отдельным учащимся. Если наблюдения за работой учащихся приводят его к выводу о типичности определенной ошибки в самоконтроле, то он привлекает внимании всей группы. Очень важно вовлечь учащихся в эту деятельность, вызвать у них интерес и сознательность в понимании корректирования.

При обучении учащихся самоконтролю следует примет эталонные изделия как в законченном виде, так и с частичной обработкой. Имея такие образцы, мастер производственного обучения демонстрирует их, указывает учащимся признаки, по которым обеспечивается самоконтроль.

Желательно, чтобы образцы были на каждом рабочем месте и учащиеся лично могли их видеть и сравнивать с ними свою работу. Важно показ сопровождать объяснением. Объяснение конкретизирует показ, определяет тот круг понятий, которые учащиеся должны усвоить и выполнить. Сличение учащимися результатов своего труда с образцом мобилизует их силы, вызывает желание добиться изготовления своего изделия в соответствии с образцом. Важно, чтобы обучение самоконтролю на основе эталонных изделий (как по отдельным элементам, так и по конечному результату) проводилось систематически.

Применение эталонов-образцов способствует развитию самостоятельности, так как учащиеся сравнивают, сопоставляют с ними свои изделия, устанавливают отклонения, делают выводы, вносят коррективы в свою работу. Рекомендуется во время производственного обучения и при инструктировании и выполнении заданий чаще практиковать всесторонний анализ качества изготовленных изделий, устанавливать причины допущенных ошибок и разрабатывать меры по их предупреждению и исправлению. Для этого в учебной мастерской всегда должны быть наборы деталей, инструмента, чертежей, эталонов и шаблонов, которые необходимы для организации и проведения с учащимися систематических упражнений по развитию навыков самоконтроля, приемов и способов самостоятельной работы.

Страницы: 1 2 3 4 5

Основные аспекты профессионального мастерства специалиста культуры
В последнее время в профессиональной образовательной среде усилилось внимание к оценкам уровня профессиональной квалификации обучающихся и выпускников профессиональных учебных заведений сферы культуры. Это связано с повышением требований к квалификации специалистов со стороны работодателей в связи ...

Методика реализации стохастической линии в 6 классе
Основные задачи: Отработка умений и навыков в составлении и подсчете числа комбинаторных наборов. Показать учащимся как можно решать комбинаторные задачи с помощью рассуждений. Познакомить учащихся с правилом умножения при подсчете числа возможных вариантов, сформировать умения по его применению. П ...

Направления работы социального педагога в летних оздоровительных лагерях
Работа социального педагога в детских лагерях в большом объеме предусмотрена не во всех оздоровительных лагерях. Однако, как мы уже выяснили, для оздоровительных лагерей работа социального педагога востребована не только штатным расписанием, но и, главным образом, поставленными перед ними задачами. ...

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.creativeeducation.ru