Методы формирования самоконтроля у учащихся на уроках в учебных мастерских

Развитие образования » Влияние самоконтроля учащихся на качество профессиональной подготовки » Методы формирования самоконтроля у учащихся на уроках в учебных мастерских

Страница 4

Свою работу мастер производственного обучения на первом ступени самоконтроля учащихся должен построить так, чтобы активизировать их внимание на главном, поскольку они еще не в силах осуществлять контроль за несколькими показателями. Для этого очень важно ставить перед учащимися конкретные цели, направленные вопросы. Например: «Расскажите, какие размеры будете контролировать. Назовите действия, которые следует сравнивать с образцом на плакате». Эти и подобные вопросы могут задаваться учащимся в устном и в письменном инструктировании.

В операционный период производственного обучения у учащихся закладываются основы производственной квалификации. В учебно-воспитательном процессе профтехучилищ деление методики обучения учащихся по периодам обучения относительно. Методы обучения, рекомендуемые для первого периода, будут применяться и в последующие периоды, но тем не менее уровень развития познавательной активности учащихся дает возможность видоизменять методику их обучения самоконтролю [19, с.128].

Самоконтроль второго уровня. Постепенно происходит слияние самоконтроля с трудовым процессом. Учащиеся уже умеют лучше замечать отклонения от требований, не прибегая к специальным проверкам. Они уже контролируют свою работу, оптимально определяя частоту контроля и проверяя правильность выполняемых действий. При выполнении комплексных работ, когда слой, подлежащий обработке, еще значителен, замеры производятся реже, основное внимание обращается на правильность выполнения приемов. По мере приближения к номинальному размеру контроль производится более часто и тщательно.

Отличительной особенностью этой ступени является развитие у учащихся самостоятельности в работе, повышение чувства ответственности. Учащиеся теперь умеют совмещать контроль нескольких компонентов. Они начинают замечать отклонения от нормы в качестве обработки до специальной проверки. Например, учащиеся чувствуют "завалы" при обработке плоскости. Потом, проверяя свои "догадки" контрольной линейкой или угольником, убеждаются, что при опиливании плоскости действительно допущены отклонения. Такая форма контроля опирается на кинестезические ощущения. А это уже элементы более высокого уровня владения операцией [2, с. 52].

Внимание учащихся в этот период отличается динамичностью, т.е. быстрым переключением с одного объекта на другой. Совершенствование приемов корректирования зависит от освоения приемов и способов самостоятельного выполнения трудовой операции. Следует отметить возросшую гибкость в применении приемов и действий. На данной операции учащиеся до специальной проверки качества обработки замечают допущенную ошибку (например, завалы краев плоскости). В подобных случаях сама проверка имеет целью подтвердить наличие предполагаемой ошибки, а затем уже уточнить способ ее исправления. На данном уровне и самоконтроль и последующее корректирование отличаются высокими динамическими качествами. Действуют сенсорные наблюдение и кинестезия. Едва уловив ошибку в выполнении операции, учащиеся прекращают работу и тут же приступают к уточнению причин погрешности (перекос напильника, неправильное приложение усилий и т.д.).

На данной ступени мастера производственного обучения проводят инструктаж учащихся с использованием объяснения и демонстрации с показом приемом действия и самоконтроля, применяют технологические карты с графой «самоконтроль», используют эталонные изделия, упражнения, взаимный контроль [1, с.128].

Для обеспечения оперативного контроля за работой каждого учащегося рекомендуется организовать взаимный контроль правильности выполнения учащимися учебных заданий. Учащихся объединяются попарно, назначая одного контролером, а другого исполнителем, а затем они меняются ролями. После такого усвоения основных этапов и способов работы учащиеся приступают к практическому выполнению задания. Накопленные замечания и их анализ следует подробно разбирать на заключительном инструктаже [18, с. 129].

Самоконтроль третьего уровня. Отличительной особенностью самоконтроля на этой ступени является повышение его самостоятельности. Стремясь уложиться в заданную степень точности обработки, учащиеся совмещают проверку одного показателя с контролем других элементов. При анализе и корректировании характерно возросшее чувство ответственности. Самостоятельность учащихся в этот период обучения продолжает развиваться и совершенствоваться. В связи с этим происходит и качественное изменение самого характера познавательной деятельности, который определяется уже особенностями взаимосвязей воспроизводящих и творческих действий учащихся в самом познавательном процессе [2, с. 53].

На данной ступени мастера производственного обучения используют объяснения и демонстрацию, беседу, применяют технологические карты, эталонные изделия, взаимный контроль, производственно-технические задачи [1, с.128].

На этой ступени очень важно наглядно сравнивать качество изделий, выполненных несколькими учащимися, проводить анализ встречающихся ошибок и способов правильного корректирования, поручать учащимся следить за тем, как соблюдают необходимую корректировку товарищи. Учащиеся анализируют свою работу и тем самым закрепляют способы самоконтроля [1, с.130].

Страницы: 1 2 3 4 5

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.creativeeducation.ru