Средства формирования культуры поведения у старших дошкольников

Развитие образования » Формирование культурного поведения у дошкольников » Средства формирования культуры поведения у старших дошкольников

Страница 5

Опыт, порожденный любопытством, может со временем вырасти в бесчувственное равнодушие к чужим страданиям, а в самом худшем случае – в извращенное удовольствие от подобных действий. Возможность коррекции проявлений подобной жестокости связана со способностью детей этого возраста представить себя кем-то другим, в том числе и теми существами, которые страдают от их действий. Вообразив себя таким существом, ребенок может почувствовать, что значит оказаться в опасности, подвергнуться физическим страданиям и даже оказаться лишенным жизни.

Методика состоит в том, что воспитатель организует игру, в которой дети представляют себя разными объектами живой природы и разыгрывают какой-нибудь эпизод из их жизни, например, тащат в муравейник травинки, чтобы лучше войти в роль. Воспитатель берет на себя роль злого великана, который хочет их всех раздавить или причинить еще какое-то зло. Дети прячутся, и разочарованный великан уходит. Методика, как правило, оказывается эффективной, что свидетельствует о том, что именно непонимание, а не эмоциональная патология является причиной детской жестокости.

Методика «Играем, как ты хочешь». Формирование образа-Я через опыт руководства действиями взрослого. Образ-Я содержит знания и представления о себе, а также отношение к себе, которое может иметь разные содержательные характеристики (уважать себя, жалеть себя и т.д.). Задача педагога заключается в формировании у детей педагогически желательного отношения к себе. Проявлением отношения к себе являются утверждения ребенка о том, что он хороший. Более глубоким, но менее заметным проявлением положительного отношения к себе является самоуважение, чувство собственного достоинства.

Убеждение в том, что «Я хороший», возникает в результате прямых одобрений взрослым как самого ребенка, так и его действия («Ты молодец!», «Ты очень хорошо все делаешь» и т.п.). Более сложные чувства (самоуважение, чувство собственного достоинства) на основе прямых положительных оценок взрослого не возникают. Они складываются в основном благодаря взаимоотношениям с другими, той позиции, которую занимает ребенок, а также тому, как ведут себя в отношении него партнеры. Одно из условий, которое может способствовать появлению самоуважения, - это руководство ребенком действиями другого и занимаемая им позиция руководителя совместной деятельности. Основное требование при работе по данной методике состоит в том, что ситуация, в которой ребенок выполняет функцию руководителя, должна создаваться взрослым, а не складываться стихийно. При этом оптимальным является руководство ребенком действиями взрослого, который выполняет требования и указания ребенка. Чтобы не нарушать привычных взаимоотношений между ребенком и воспитателем, предлагаемые ситуации следует реализовать только в игре, в которой воспитатель берет на себя роль, предлагаемую ему ребенком, и выполняет все указания последнего.

Такое участие в игре противоречит распространенной в детских садах практике. Многие воспитатели, включаясь в игру детей, предпочитают сами руководить ее ходом. Это может способствовать развитию сюжета игры, но не способствует развитию детей. Руководство же действиями взрослого в игре порождает у детей чувство самоуважения, а также побуждает их самих ставить и решать разнообразные творческие задачи. Это вовсе не исключает возможностей взрослого обогащать игру детей. Но делать это он должен не прямо, а исходя из своего «подчиненного» положения.

Методика «Мой альбом с фотографиями». Формирование интереса друг к другу в ходе общения. Формирование образа-Я через рассказы ребенку о нем самом во второй младшей группе дополняется созданием условий, побуждающих детей рассказывать о себе сверстникам. Хорошим поводом для такого общения являются альбомы с фотографиями детей. Воспитатель предлагает родителям сделать такие альбомы и принести их в группу. Сначала дети рассматривают их вместе с воспитателем, затем альбомы помещают в такое место, где дети могут брать их сами [20,21].

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Обработка и интерпретация данных исследования
Согласно выполненным психодиагностическим исследованиям по методикам Дж. Холланда, ДДО Климова Е.А., методика изучения локус контроля, нами были статистически обработаны и получены следующие результаты. Методика Дж. Холланда. При изучении профессиональных предпочтений по данной методике в группе ис ...

Методики правового обучения в практике работы школ
Большую роль в правовом образовании играют дискуссионные методы. Целесообразно их использовать при обучении праву в старших классах. Дискуссия позволяет развивать самостоятельность школьников, которые высказывают свою точку зрения на проблему. Для проведения дискуссии необходимо сформулировать опре ...

Развитие мелкой моторики рук у детей с ЗПР в ходе дидактических игр и игровых упражнений
Опираясь на выявленные в ходе констатирующего эксперимента недостатки развития ручной моторики и отметив, что уровень развития мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития находится на среднем и низком уровне развития, приступили к проведению формирующ ...

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.creativeeducation.ru