Средства формирования культуры поведения у старших дошкольников

Развитие образования » Формирование культурного поведения у дошкольников » Средства формирования культуры поведения у старших дошкольников

Страница 3

В ситуации внешней критической оценки участвуют двое: воспитатель высказывает свое личное положительное отношение к ребенку; второй участник обсуждения делает критические замечания по поводу результата работы. В качестве второго участника могут выступать игрушечные персонажи – зайцы, куклы, ежи, матрешки и др. Критика со стороны игровых персонажей должна восприниматься ребенком как обоснованная и мотивированная. Ее можно использовать и при обучении детей продуктивным видам деятельности. Смысл этого методического приема заключается в том, что игровой персонаж обращается к ребенку с просьбой помочь ему – нарисовать, построить, слепить и т.п. необходимую вещь. По завершении работы указывает ребенку на недостатки и просит их исправить.

Методика формирования критического отношения к результатам своей продуктивной деятельности заключается в том, что воспитатель рассказывает ребенку или группе детей о персонажах, попавших в затруднительное положение и нуждающихся в том, чтобы дети построили, нарисовали или слепили какой-то определенный предмет. Если в работе ребенка имеются какие-либо недостатки, воспитатель от лица персонажа обращает на них его внимание, объясняет, почему он не сможет пользоваться тем, что ребенок для него сделал, и просит исправить недочеты. Затем воспитатель от своего лица вступает в разговор, всячески подчеркивая свое уважение и расположение к ребенку [29,51].

Методика «Плохой заяц – это, кажется, про меня». Формирование критической оценки своих действий. Эта методика направлена на формирование у детей предпосылок моральной самооценки как важнейшего условия морального поведения.

Собственно моральная самооценка возникает у ребенка в возрасте пяти-шести лет. Для ее развития необходимо, чтобы в более раннем возрасте ребенок научился осознавать свои действия и поступки, связанные с другими людьми, в том числе со сверстниками, а также критически относиться к некоторым из них, т.е. оценить их. Ребенок должен сам увидеть себя как бы со стороны. Добиться этого можно, если через некоторое время, показать, как аналогичное действие совершают игрушечные персонажи. Это принципиально важно. Взаимоотношения зайцев, ежей и др. непосредственно не задевают детей, и они могут более спокойно и объективно отнестись к их действиям. Виновники конфликта улавливают сходство с собой. Они получают возможность снова включиться в ситуацию, но уже более спокойно и увидеть себя «со стороны».

Следующий момент – самостоятельная критическая оценка этого действия, потому что оценка взрослого воспринимается ребенком не как критика конкретного поступка, а как недовольство взрослого им самим. Сценки с игрушками нужно показывать всей группе, тогда отношение к ним сверстников-зрителей, осуждение ими действий персонажа могут подвести ребенка к выводу: он в похожей ситуации тоже поступил не лучшим образом.

Взрослому ни в коем случае нельзя указывать на сходство действий персонажей и ребенка. Ребенок должен прочувствовать это сам. Дети-зрители в этом возрасте подобных связей не замечают. Одни не видели, что сделал ребенок; другие не обратили на это внимания; третьи просто про него забыли, четвертые не улавливают сходства. А всех их вместе интересуют события, происходящие с игрушками. Узнать о впечатлении, которое на ребенка, совершившего нежелательные действия, произвела инсценировка, можно только косвенно: по тому, как он смотрит сценку, краснеет, опускает глаза, отворачивается, старается в дальнейшем так не поступать.

Методика позволяет без назиданий, замечаний и осуждения ребенка донести его сознания мысль о нежелательности некоторых поступков. Сначала воспитатель фиксирует для себя поступки, на которые он хотел бы обратить внимание ребенка, а затем с помощью игрушечных персонажей воспроизводит их смысл. Если девочка прячет заколки подруг - заяц прячет яблоко; если мальчик ломает чужую крепость - ежик ломает стол и т.п. Для разных ситуаций можно использовать разные игрушки, при этом один и тот же персонаж может быть в одной сценке хорошим, а в другой плохим.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Музейная педагогика как научная дисциплина
Значение музейной педагогики как научной дисциплины определяется тем, что она дает тот методологический инструментарий, который позволяет осмыслить все виды музейной деятельности в педагогическом аспекте и тем самым повысить уровень общения музея с аудиторией, его социальный статус. Музейно-специфи ...

Ситуация речевого общения, ее значение и функционирование в условиях школы для слабослышащих учащихся
Обратимся к следующему компоненту речи, важному для ее функционирования, а именно к понятию ситуации общения. Ситуацией общения принято называть отправной момент высказывания и условия, в которых развертывается общение. Задача высказывания как раз и состоит в том, чтобы передать смысл (содержание) ...

Исследование техники чтения и понимания почитанного
Первые два исследования – оценивание техники чтения вслух и понимание прочитанного я решила объединить в один эксперимент. Описание методики следующее. Задание 1. Техника чтения вслух и понимание прочитанного. Назначение задания: изучить уровень чтения – способ чтения, количество и характер ошибок, ...

Навигация

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.creativeeducation.ru