Средства формирования культуры поведения у старших дошкольников

Развитие образования » Формирование культурного поведения у дошкольников » Средства формирования культуры поведения у старших дошкольников

Страница 4

В данной методике на первый план выходит конкретный негативный поступок, который ребенок должен сам осознать и про себя осудить. Его самооценка ни в коем случае не должна иметь форму публичного признания своих неправильных действий. Он должен осознать и пережить это в себе. И чтобы не разрушать эту трудную внутреннюю работу маленького человека, необходима чрезвычайная деликатность воспитателя [19, 56].

Методика-игра «Фу». Формирование опыта правильной оценки хороших и плохих поступков. Моральные оценки даются детьми на основе имеющихся у них моральных знаний и представляют собой применение этих знаний на практике. Методика, включающая широкий круг поступков, которые непосредственно не задевают детей, важна с разных точек зрения. По собственной инициативе дети быстро начинают оценивать поступки, которые затрагивают их лично и неприятны. Хорошие поступки по отношению к ребенку часто воспринимаются им как само собой разумеющиеся и не становятся предметом моральной оценки. Отрицательные и тем более положительные поступки, совершаемые относительно других, как правило, не замечаются детьми.

Для предотвращения подобного морального равнодушия целесообразно формировать у детей опыт моральной оценки широкого круга поступков, моральный смысл которых им понятен, хотя сами они не обязательно сталкиваются с ними в жизни. Методика проходит в форме игры. Воспитатель поочередно называет разные поступки («оторвал кукле руку», «помог другому застегнуть пуговицу» и т.д.). Дети хором их оценивают возгласами «Фу» или «Ура!».

После игры можно спросить: действительно ли ребенок считает, что ругаться хорошо? Может быть, он пошутил? Или просто ошибся? Вопросы типа «В нашей группе есть дети, которые совершают такие плохие поступки?» категорически запрещаются.

Методика «У нас все хорошие». Формирование доброжелательного отношения ко всем членам группы. Возникновение доброжелательных отношений между всеми детьми группы является одной из важнейших составляющих их морального развития. Работа воспитателя в этом направлении предполагает использование разных форм. Одной из них является одобрение каждого ребенка перед лицом всей группы.

Особенность методики состоит в том, что и сам ребенок, и все остальные услышат о каждом что-то хорошее. Воспитатель коротко рассказывает, чем отличился в течение текущего, а иногда и прошедшего дня каждый ребенок. Достаточно сказать, что Ира сегодня быстро оделась, Сережа аккуратно поел, Костя помог убрать игрушки, Лена и Света дружно играли и т.п. То, что говорит педагог, должно всегда соответствовать реальному положению дел, чтобы дети знали: воспитатель говорит правду. Не следует говорить, что ребенок убрал игрушки, если этого на самом деле не было. Может так случиться, что кто-то из детей ничего хорошего не сделал. Тем не менее и о них надо сказать что-то положительное. В этом возрасте достаточно отметить, что у Вити румяные щечки, у Леры чистый носовой платок или хорошо заплетены косички и т.п. Самое главное, чтобы все дети поняли: воспитатель в каждом нашел что-то хорошее. Значит, этот ребенок действительно хороший и заслуживает доброго отношения со стороны других. Плохие поступки детей во время этой беседы ни в коем случае не упоминаются [20,98].

Методика «Злой великан и муравьи». Предотвращение жестокости в отношении живых существ. Необходимость этой работы связана с тем, что иногда дети переносят стремление манипулировать предметами на живых существ: муравьев, улиток, рыбок, бабочек и т.п. Дети начинают действовать с ними как с неодушевленными вещами: отрывать крылья у бабочек, давить улиток, прислушиваясь к хрусту, пытаются наступить на как можно большее количество муравьев. Как правило, за этим не скрывается никакой патологической жестокости. Случайная попытка раздавить улитку, оторвать крыло у бабочки может показаться ребенку интересной, и он повторяет эти действия так же, как действия с бумагой, резиной и т.п. Без специальной воспитательной работы дети этого возраста не представляют, что живые существа могут испытывать боль и их не следует уничтожать.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Формирование у школьников обобщенных умений
Деятельностный подход к организации учебного процесса позволяет не только успешно решить проблему эффективного усвоения знаний всеми учащимися, но и формировать у учащихся умение самостоятельно, осознанно, грамотно планировать свою деятельность при решении различных задач. Достигается это формирова ...

Этапы становления музейной педагогики
Одной из предпосылок возникновения музейной педагогики была идея создания естественнонаучных коллекций в университетах эпохи Возрождения, другой предпосылкой стали научные изыскания Я.А. Коменского. В 1658 году в труде «Orbis Sensulium Hictus» («Мир чувственных вещей в картинках») Я.А. Коменский вп ...

Классификации нарушений развития
Наиболее распространенные основания классификации нарушений развития (по ИМ Назаровой) причины нарушений; виды нарушений с последующей конкретизацией их характера; последствия нарушений, которые сказываются в дальнейшей жизни. Универсальной классификации в настоящее время нет. Каждая предметная обл ...

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.creativeeducation.ru