Организационно-методические основы учебного процесса

Развитие образования » Организационно-методические основы учебного процесса

Страница 1

В широком смысле контроль означает проверку чего-либо. Он является важной и необходимой составной частью обучения. От его правильной постановки во многом зависит эффективность учебно-познавательной деятельности обучающихся. С помощью контроля преподаватель осуществляет «обратную связь» в обучении, т.е. имеет возможность видеть результаты своей работы.

Планомерное осуществление контроля позволяет педагогу привести в систему усвоенный учащимися за определённый период времени материал, выявить пробелы в их знаниях, умениях и навыках, определить качество усвоения изученного. Контроль, осуществляемый педагогом, и самоконтроль позволяют каждому из учащихся увидеть результаты своей учебно-познавательной деятельности и устранить имеющиеся недостатки. В качестве приёмов осуществления самоконтроля выступают: воспроизведение материала вслух или про себя, ответы на вопросы учебника, составление краткого плана или тезисов прочитанного, решение задач и примеров, придумывание своих примеров и т.д.

Из сказанного выше видно, что без контроля процесс обучения не был бы настолько эффективным. Процесс обучения, как и все остальные сферы нашей жизнедеятельности, просто обязан находиться под пристальным контролем со стороны педагога. Это необходимо для того, чтобы педагог мог контролировать процесс усвоения знаний учащимися, видеть их способности и недостатки.

Функции контроля знаний.

Контроль знаний учащихся направлен на выполнение следующих основных функций:

- собственно-контролирующей;

- обучающей;

- воспитывающей;

- развивающей.

Собственно-развивающая функция контроля заключается в том, что он позволяет выявить состояние знаний, умений и навыков учащихся и определить возможности дальнейшего продвижения в изучении программного материала.

Обучающая функция контроля состоит в том, что, отчитываясь в усвоенных знаниях, учащиеся ещё раз повторяют учебный материал, выполняют упражнения, и таким образом закрепляют знания, умения и навыки. Кроме того, в процессе проверки и оценки они выслушивают дополнительные объяснения педагога, которые позволяют ликвидировать недостатки в усвоении учебного материала.

Воспитывающая функция контроля заключается в приучении учащихся к систематической учебной работе, что способствует воспитанию у них таких качеств личности, как аккуратность, настойчивость, целеустремлённость, ответственность, самостоятельность, дисциплинированность.

Развивающая функция контроля связана с тем, что он способствует правильной организации учебной работы и усвоению социального опыта, заключённого в содержании образования, что обеспечивает личностное развитие обучающихся.

К контролю знаний учащихся предъявляются следующие требования:

- систематичность и регулярность осуществления;

- разнообразие методов проведения;

- объективность;

- дифференцированный подход в осуществлении;

- единство требований педагогов;

- объём контролируемого материала должен быть небольшим, но отражающий уровень подготовленности;

- наличие положительной эмоциональной атмосферы;

- недопустимость дачи негативной моральной оценки;

- недопустимость выставления неудовлетворительных оценок за поведение.

В процессе контроля педагог должен осуществлять комплексную проверку учебно-познавательной деятельности учащихся по следующим критериям:

- усвоение знаний по отдельным предметам;

- степень выработки специальных и учебных умений и навыков;

- динамика формирования и развития;

- формирование познавательных интересов и творческих способностей.

Выделяют три основных вида контроля:

- текущий;

- тематический;

- итоговый.

Текущий контроль осуществляется педагогом в ходе повседневной работы на уроках. Этот вид контроля имеет большое значение для стимулирования у учащихся стремления к систематической учебной работе, в повышении интереса к изучению отдельных предметов.

Тематический контроль осуществляется после изучения отдельной темы или раздела учебной программы. Его задача состоит в том, чтобы выяснить, как учащиеся усвоили сравнительно большой по объёму учебный материал.

Итоговый контроль осуществляется в конце учебного года, а также по окончании курса обучения в основной и средней школе.

Разнообразие видов контроля обусловливает необходимость применения различных методов контроля за учебно-познавательной деятельностью. К методам контроля знаний учащихся относятся:

- повседневное наблюдение за учебной работой учащихся;

Страницы: 1 2 3 4 5

Контрольный эксперимент
После реализации коррекционно-развивающей программы были проведены те же диагностические методики, в тех же условиях, что и на этапе констатирующего эксперимента. Данные по методике «Лесенка» после программы. В гистограмме показано, что самооценка у детей выросла, а это говорит о том, что дети стал ...

Классификация средств обучения
Классификация средств обучения (как и многое в педагогике) различна - в зависимости от положенного в основу признака: 1-я классификация (по общим свойствам) 1. По составу объектов: материальные (помещения, оборудование, инвентарь, приборы, мебель, инструменты, расписание занятий) и идеальные (знако ...

Анализ психолого - педагогической литературы по проблеме формирования элементарных математических представлений у детей раннего возраста
Выделившись из дошкольной педагогики, методика формирования элементарных математических представлений стала самостоятельной научной и учебной областью. Предметом ее исследования является изучение основных закономерностей процесса формирования элементарных математических представлений у детей раннег ...

Навигация

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.creativeeducation.ru