Организационно-методические основы учебного процесса

Развитие образования » Организационно-методические основы учебного процесса

Страница 1

В широком смысле контроль означает проверку чего-либо. Он является важной и необходимой составной частью обучения. От его правильной постановки во многом зависит эффективность учебно-познавательной деятельности обучающихся. С помощью контроля преподаватель осуществляет «обратную связь» в обучении, т.е. имеет возможность видеть результаты своей работы.

Планомерное осуществление контроля позволяет педагогу привести в систему усвоенный учащимися за определённый период времени материал, выявить пробелы в их знаниях, умениях и навыках, определить качество усвоения изученного. Контроль, осуществляемый педагогом, и самоконтроль позволяют каждому из учащихся увидеть результаты своей учебно-познавательной деятельности и устранить имеющиеся недостатки. В качестве приёмов осуществления самоконтроля выступают: воспроизведение материала вслух или про себя, ответы на вопросы учебника, составление краткого плана или тезисов прочитанного, решение задач и примеров, придумывание своих примеров и т.д.

Из сказанного выше видно, что без контроля процесс обучения не был бы настолько эффективным. Процесс обучения, как и все остальные сферы нашей жизнедеятельности, просто обязан находиться под пристальным контролем со стороны педагога. Это необходимо для того, чтобы педагог мог контролировать процесс усвоения знаний учащимися, видеть их способности и недостатки.

Функции контроля знаний.

Контроль знаний учащихся направлен на выполнение следующих основных функций:

- собственно-контролирующей;

- обучающей;

- воспитывающей;

- развивающей.

Собственно-развивающая функция контроля заключается в том, что он позволяет выявить состояние знаний, умений и навыков учащихся и определить возможности дальнейшего продвижения в изучении программного материала.

Обучающая функция контроля состоит в том, что, отчитываясь в усвоенных знаниях, учащиеся ещё раз повторяют учебный материал, выполняют упражнения, и таким образом закрепляют знания, умения и навыки. Кроме того, в процессе проверки и оценки они выслушивают дополнительные объяснения педагога, которые позволяют ликвидировать недостатки в усвоении учебного материала.

Воспитывающая функция контроля заключается в приучении учащихся к систематической учебной работе, что способствует воспитанию у них таких качеств личности, как аккуратность, настойчивость, целеустремлённость, ответственность, самостоятельность, дисциплинированность.

Развивающая функция контроля связана с тем, что он способствует правильной организации учебной работы и усвоению социального опыта, заключённого в содержании образования, что обеспечивает личностное развитие обучающихся.

К контролю знаний учащихся предъявляются следующие требования:

- систематичность и регулярность осуществления;

- разнообразие методов проведения;

- объективность;

- дифференцированный подход в осуществлении;

- единство требований педагогов;

- объём контролируемого материала должен быть небольшим, но отражающий уровень подготовленности;

- наличие положительной эмоциональной атмосферы;

- недопустимость дачи негативной моральной оценки;

- недопустимость выставления неудовлетворительных оценок за поведение.

В процессе контроля педагог должен осуществлять комплексную проверку учебно-познавательной деятельности учащихся по следующим критериям:

- усвоение знаний по отдельным предметам;

- степень выработки специальных и учебных умений и навыков;

- динамика формирования и развития;

- формирование познавательных интересов и творческих способностей.

Выделяют три основных вида контроля:

- текущий;

- тематический;

- итоговый.

Текущий контроль осуществляется педагогом в ходе повседневной работы на уроках. Этот вид контроля имеет большое значение для стимулирования у учащихся стремления к систематической учебной работе, в повышении интереса к изучению отдельных предметов.

Тематический контроль осуществляется после изучения отдельной темы или раздела учебной программы. Его задача состоит в том, чтобы выяснить, как учащиеся усвоили сравнительно большой по объёму учебный материал.

Итоговый контроль осуществляется в конце учебного года, а также по окончании курса обучения в основной и средней школе.

Разнообразие видов контроля обусловливает необходимость применения различных методов контроля за учебно-познавательной деятельностью. К методам контроля знаний учащихся относятся:

- повседневное наблюдение за учебной работой учащихся;

Страницы: 1 2 3 4 5

Анализ психолого-педагогической литературы
Период с 2 до 3 лет характеризуется интенсивностью физического и психического развития ребенка. При правильно организованной жизнедеятельности ребенка активно происходит развитие движений (И.А. Скворцов 1995; Ф.А. Богомолова, Ю.Ф. Кутафин 1998; Л.Н. Павлова 2000; Б. Спок, 2001; П. Спенсер 2002). Ро ...

Сущность понятия «пространственное мышление»
Задача дифференциации учащихся в системе непрерывного образования требует разработки и применения таких диагностических методик, которые позволяли бы выявлять и оценивать психические свойства и качества, значимые для успешности усвоения различных систем знаний, овладения рядом профессий, для личнос ...

Методические особенности использования компьютера на уроках математики
а) Методы использования мультимедийных презентаций Формы и место использования мультимедийной презентации (или даже отдельного ее слайда) на уроке зависят, конечно, от содержания этого урока, цели, которую ставит перед собой учитель. Тем не менее, практика позволяет выделить некоторые общие, наибол ...

Навигация

Copyright © 2023 - All Rights Reserved - www.creativeeducation.ru