Организационно-методические основы учебного процесса

Развитие образования » Организационно-методические основы учебного процесса

Страница 4

- создание объективных критериев при определении кандидатов на продолжение образования в рамках многоуровневой системы обучения;

Оценка успешности обучения студентов в рейтинговой системе осуществляется в ходе текущего, промежуточного и итогового контролей.

Текущий контроль – это оценка знаний, умений и навыков студента в ходе учебных занятий и самостоятельной учебной работы. Формами текущего контроля могут быть опросы на семинарских (практических, лабораторных) занятиях, а также короткие по времени задания, выполняемые студентами на лекциях.

Промежуточный контроль осуществляется по учебному материалу модуля курса и проводится по окончании его изучения в заранее установленное время.

Итоговый контроль – это экзамен в сессионный период или зачет по курсу.

Общая оценка по учебной дисциплине определяется по сумме баллов, полученных студентом по различным формам текущего и промежуточного контроля, и баллов, полученных при сдаче экзамена или зачета. Максимальная сумма баллов, которую студент может получить за семестр по каждой учебной дисциплине в ходе текущего, промежуточного и итогового контроля, составляет 100.

На основании рейтинговой системы по каждому модулю оценивается: посещение студентами занятий, выполнение заданий, начальный, промежуточный и итоговый уровень подготовки. По курсу, независимо от продолжительности его изучения, определяется не больше трех модулей в семестре. Курсовые работы и проекты, дипломные работы представляют собой самостоятельные модули, по которым разрабатываются задания и критерии их рейтинговой оценки.

Модульное обучение базируется на конкретных показателях, а рейтинговая оценка эффективности обучения студентов позволяет с определенной степенью достоверности характеризовать качество их подготовки.

Организация модульного обучения, связанная с упорядочением его содержания, руководства и контроля, является весьма трудоемкой для преподавателей и требует от них большого профессионализма. Для применения модульного обучения необходимо провести большую научную работу по определению содержания модулей, подготовке по каждому из них заданий и тестов по оценке знаний, умений и навыков студентов.

Проблемная технология обучения.

Важное значение проблемного обучения в активизации познавательной деятельности учащихся отмечалось еще педагогами прошлого.

Проблемное обучение, как и программированное, относится к активным технологиям обучения. Оно характеризуется тем, что изучаемый материал дается не в готовой репродуктивной форме, а в виде проблемы, познавательной ситуации, задачи или вопроса. Это позволяет учащимся, используя имеющиеся знания, умения и навыки, самим давать определения, формулировать правила, делать выводы, обобщения и другие собственные умозаключения.

Основой проблемного обучения является решение проблемной ситуации.

Под проблемным обучением следует понимать такую организацию обучения, которая включает создание проблемной ситуации и вовлечение учащихся в самостоятельную учебно-познавательную деятельность, направленную на поиск её решения.

Проблемная ситуация возникает тогда, когда для осмысления чего-либо человеку не хватает знаний или известных способов действия, т.е. имеет место противоречие между знанием и незнанием.

Поиск решения учащимися проблемной ситуации всегда связан с активизацией их мышления. Мыслить человек начинает тогда, когда у него появляется потребность что-то понять. Мышление всегда начинается с проблемы или вопроса, с удивления или недоумения. Этой проблемной ситуацией определяется вовлечение личности в мыслительный процесс: он всегда направлен на решение какой-то задачи.

Признаками проблемной ситуации являются:

- наличие познавательной задачи;

- наличие условий для начала поиска её решения.

Проблемное обучение осуществляется в трёх основных формах, которые различаются по степени познавательной самостоятельности учащихся:

1. Проблемное изложение учебного материала, при котором сообщение нового учебного материала осуществляется самим учителем, а учащиеся при этом вовлекаются в активную познавательную деятельность путем постановки проблемных задач, познавательных вопросов и т.д.

2. Частично-поисковая учебно-познавательная деятельность характеризуется тем, что учитель направляет учебно-познавательную деятельность учащихся с помощью вопросов, побуждающих их к самостоятельному поиску правильного решения познавательной задачи.

3. Исследовательская деятельность представляет собой самостоятельный поиск учащимися решения познавательной задачи или проблемы.

Страницы: 1 2 3 4 5

Особенности развития речи детей с задержкой речевого развития
Речь - тонкий психологический процесс, который формируется в первые годы жизни. Процесс становления речи очень индивидуален и зависит от многих факторов: социальная среда, пол ребенка (принято считать, что мальчики начинают говорить гораздо позже девочек), психологический контакт с матерью, физиоло ...

Особенности восприятия формы детьми 5 года жизни
Л.А. Венгер, Н.Б. Венгер Э.Г. Пилюгина [7] подчёркивали, что с восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания - запоминание, мышление, воображение - строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Поэтому нормальное умствен ...

Выявления уровня социальной нравственности
В комплексе данный тест предназначен для выявления уровня социальной нравственности, духовной и эмоциональной зрелости, социального интеллекта, и как следствие наличие потенциала как лидера в больших коллективах и группах людей. Диагностика социального педагога была организована как самостоятельная ...

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.creativeeducation.ru