Организационно-методические основы учебного процесса

Развитие образования » Организационно-методические основы учебного процесса

Страница 5

Проблемное обучение включает в себя как способы создания проблемной ситуации, так и способы организации умственной деятельности учащихся по решению познавательной задачи. В связи с этим выделяют следующие уровни проблемного обучения:

1. Преподаватель создает проблемную ситуацию, ставит познавательную задачу и сам решает её при активном обсуждении решения с учащимися (эвристическое обучение).

2. Преподаватель создает проблемную ситуацию, а учащиеся под его руководством включаются в её решение (частично-поисковая учебно-познавательная деятельность учащихся).

3. Преподаватель создает проблемную ситуацию, а её решение учащиеся находят самостоятельно.

4. Преподаватель побуждает учащихся самим найти проблему в изучаемом материале и обосновать её решение.

В зависимости от подготовки учащихся можно выбирать соответствующий уровень проблемного обучения.

Третий и четвёртый уровни проблемного обучения связаны с организацией исследовательской деятельности учащихся, в ходе которой они не только усваивают знания, но и учатся решать нестандартные задачи, приобретают творческие умения и навыки.

Способы решения проблемных ситуаций и познавательных задач:

- способ аналогии (преподаватель опирается на имеющийся у учащихся житейский опыт или ранее полученные знания);

- индуктивный, аналитико-синтетический способ (учащиеся самостоятельно анализируют изучаемые факты и явления и делают необходимые выводы);

- дедуктивный способ (для решения познавательной задачи необходимо творчески применить какой-то ранее изученный принцип, закон или закономерность);

- способ отыскания причин, обусловливающих то или иное изучаемое явление и установление причинно-следственных связей;

- способ выдвижения гипотез и их подтверждения или опровержения.

Проблемное обучение не может, однако, быть универсальной технологией обучения. Его применение имеет некоторые ограничения:

- невозможность использования при изучении всего учебного материала;

- сдерживает применение проблемного обучения его трудоёмкость;

- невозможность применения большинства учебников и учебных пособий, изложение материала в которых рассчитано на репродуктивную деятельность учащихся.

Все это показывает, что работники образовательных учреждений нуждаются не только в более глубоком осмыслении теоретической сущности и методики проблемного обучения, но и в действенной методической помощи, связанной с его применением в процессе учебных занятий. Следует заметить, что в последние годы из проблемного обучения, благодаря его интенсивной научной разработке, в отдельную технологию стало выделяться эвристическое обучение.

Сравнительная характеристика проблемной и модульной технологии обучения.

В модульной технологии обучения четко определены цели обучения, задачи и уровни изучения, названы навыки и умения, которыми должен овладеть обучаемый. В модульной технологии обучения все заранее запрограммировано: последовательность изучения учебного материала, перечень основных понятий, навыков и умений, которыми необходимо овладеть, уровень усвоения и контроль качества усвоения. Число модулей зависит как от особенностей самого предмета, так и от желаемой частоты контроля обучения. Модульное обучение неразрывно связано с рейтинговой системой контроля. Чем крупней или важней модуль, тем большее число баллов ему отводится. Основой для формирования модулей служит рабочая программа дисциплины. Модуль часто совпадает с темой дисциплины или блоком взаимосвязанных тем. Однако, в отличие от темы, в модуле все измеряется, все оценивается: задание, работа, посещение учащимися занятий, стартовый, промежуточный и итоговый уровень учащихся.

В отличие от модульной технологии обучения в проблемной технологии обучения суть проблемной интерпретации учебного материала состоит в том, что преподаватель не сообщает знаний в готовом виде, но ставит перед учащимися проблемные задачи, побуждая искать пути и средства их решения. Проблема сама прокладывает путь к новым знаниям и способам действия. Проблемное обучение как творческий процесс представляется как решение нестандартных научно-учебных задач нестандартными же методами. Если тренировочные задачи предлагаются учащимся для закрепления знаний и отработки навыков, то проблемные задачи – это всегда поиск нового способа решения. Важнейшей чертой содержательного аспекта проблемного обучения является отражение объективных противоречий, закономерно возникающих в процессе научного знания, гипотез, их разработки и решения. При проблемном обучении процесс мышления включается лишь с целью разрешения проблемной ситуации; оно формирует мышление, необходимое для решения нестандартных задач.

Страницы: 1 2 3 4 5 

Основные показатели продуктивного мышления
Решение задачи исследования творческого мышления предполагает выделение совокупности индивидуальных особенностей мышления, формирующихся качеств ума от которых зависит легкость овладения новыми знаниями, широта переноса, применения этих знаний на практике. Для их обоснованного выделения следует пре ...

Развитие ребёнка с рождения до 1 года
В процессе действий с предметами у детей уже с младенческого возраста начинается развитие ручной моторики. Однако первые движения малыша всегда непроизвольные, они отрывисты и конвульсивны. Руки ребенка второго месяца еще сжаты в кулачки и нет такого понятия, как сознательный захват предмета – толь ...

Классификации нарушений развития
Наиболее распространенные основания классификации нарушений развития (по ИМ Назаровой) причины нарушений; виды нарушений с последующей конкретизацией их характера; последствия нарушений, которые сказываются в дальнейшей жизни. Универсальной классификации в настоящее время нет. Каждая предметная обл ...

Навигация

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.creativeeducation.ru