С целью практического изучения устройства и принципа работы, наладки, настройки, регулировки оборудования проводятся практикумы, являющиеся сугубо прикладной разновидностью лабораторно-практических работ. По итогам таких практикумов обычно проводится эвристическая итоговая беседа.
К «активным» методам обучения с полным основанием следует отнести проблемное обучение, сущность которого заключается в столкновении учащихся с учебными, жизненными и производственными ситуациями и постановка их в этих ситуациях в положение «первооткрывателей», «исследователей». Вопросы теории и практики проблемного обучения достаточно широко раскрыты в педагогической литературе. Остановимся только на основных путях создания проблемных ситуаций при изучении специальных и общетехнических предметов. Такие ситуации, как правило, создаются на реальном материале этих предметов и производственного обучения:
- постановка учащихся в условия необходимости практического использования знаний и умений в новых непривычных для них условиях;
- вскрытие противоречий между теоретически или принципиально возможным путём решения задачи и практической неосуществимостью или нецелесообразностью этого способа;
- постановка учащихся перед необходимостью выбора правильного решения из ряда известных им решений;
- постановка учащихся в ситуацию, когда они осознают, что имеющихся у них знаний и умений недостаточно, чтобы решить поставленную задачу.
Огромный вклад в активизацию учебно-познавательной деятельности учащихся вносит рационально организованная внеклассная работа по развитию технического творчества, широко практикуемая в профессиональных училищах и технических лицеях. Это – конкурсы профессионального мастерства, научно-практические конференции, встречи с новаторами, рационализаторами и изобретателями, видными представителями науки и техники, выставки лучших работ, работа общественно-конструкторских бюро, групп научной организации труда, ученические общества рационализаторов и изобретателей, работа предметных и технических кружков и другие формы внеклассной работы.
Модульное обучение стало использоваться в некоторых вузах в конце 80 – начале 90-х годов ХХ века. Но это не было технологией в обучении. Отдельные её элементы использовались в опыте донецкого учителя математики и физики В.Шаталова и одесского учителя химии Н.Гузика. Необходимость такого обучения применительно к математике была научно обоснована и доказана П.Эрдниевым, который применительно к школьному образованию разработал так называемую теорию и методику укрупнённых единиц. Суть этих идей заключалась в том, что изучение материала необходимо осуществлять большими блоками, а не дробить его на мелкие части, как это делается в школе.
Модуль (от лат. modulus - мера) – это часть содержания образования дисциплины, которую должен усвоить обучающийся. По своему содержанию модуль – это логически завершённый блок учебной дисциплины. Он включает содержание теоретического учебного материала, который должны усвоить обучающиеся, содержание семинарских (практических и лабораторных) занятий, перечень приобретаемых при этом умений и навыков, последовательность изучения учебного материала, вопросы самоконтроля, форму отчетности критерии оценки (таблица 1).
Примерная структура учебного модуля
Учебный модуль | |||||||
Учебная программа |
Содержание семинарских (практических и лабораторных) занятий |
Вопросы и задания для самоконтроля |
Содержание самостоятель-ной учебной рабо- ты |
Литература для самостоятельного изучения |
Вопро-сы для контро-ля за усвое-нием учебно-го материала |
Формы организации контроля (колок-виум, контроль-ная работа, тестирование и др.) |
Критерии оценки (количество баллов) |
Характерной особенностью модульного обучения является рейтинговая система оценки успешности обучения, основными целями которой являются:
- стимулирование систематической учебной работы студентов;
- повышение состязательности в учебе и оценка реального места, которое занимает студент среди сокурсников в соответствии со своими успехами в учебной деятельности;
Характеристика жанров сочинений и изложений
Сочинения как устные (то есть рассказы), так и письменные различаются по источникам материала, по степени самостоятельности, по способам подготовки, по жанру и по языку. Жанры школьных сочинений требуют разграничения простейших жанров. Текстовые упражнения делятся, согласно методической традиции, н ...
Задачи воспитания в семьях, где есть дети-инвалиды
Нельзя изучать ребёнка с ограниченными возможностями в отрыве от семьи, и поэтому надо воспринимать все типы ролей и межличностных взаимоотношений в связи «ребёнок — мать — семья» (мать — отец, мать — ребёнок — инвалид, мать — здоровый ребёнок, отец — ребёнок-инвалид, отец — здоровый ребёнок, ребён ...
Информационные технологии и их роль в
повышении профессиональной компетентности специалиста культуры
Как показала практика, в настоящее время высокого уровня мастерства в выбранной сфере деятельности уже не достаточно. Эффективность повседневной работы, носящей в большинстве случаев творческий характер, требует от личности широкого и качественного образования и культурного развития. Другими словам ...