Организационно-методические основы учебного процесса

Развитие образования » Организационно-методические основы учебного процесса

Страница 2

- опрос;

- контрольная работа;

-метод поверки домашних заданий учащихся;

- программированный контроль (тестирование).

Каждый из методов обучения характеризуется соответствующим уровнем активности учащихся. Методы обучения, предполагающие высокий уровень внешней и внутренней активности учащихся, называют «активными методами обучения».

Особенности активных методов обучения:

- высокий уровень активности учащихся в процессе обучения;

- обеспечение достаточно устойчивой и длительной активности учащихся в процессе обучения;

- самостоятельность и творчество при выработке решений, повышенная степень мотивации и эмоциональности обучающихся;

- постоянное взаимодействие обучающихся и преподавателей в процессе диалоговой и полилоговой формы организации учебного процесса;

- проявление рефлексивной самоорганизации деятельности педагога и обучающихся в учебной коммуникации.

К активным методам, прежде всего можно отнести различные познавательные игры, лабораторный и практический методы, эвристическую беседу, учебный диспут и др.

Из таких методов наиболее распространённый – дидактические игры. Внедрение игр и других «активных» методов обучения обусловлено, прежде всего, коренными преобразованиями социальных отношений. Процесс превращения человека и общества в целом из объектов, подчинённых государственному воздействию, в субъектов общественной жизнедеятельности включает в себя и адекватные преобразования в школах, профессиональных учебных заведениях и других педагогических системах. Естественным в этих условиях является осуществляемый в педагогической науке и практике поиск познавательной и педагогической деятельности, обеспечивающих превращение и учащихся и педагогов в субъекты педагогического процесса, в частности, обращение педагогики к играм – специфическому виду деятельности, свойственному человеку на всех этапах его жизненного пути. Можно сказать, что применение хорошо продуманных игровых методик «очеловечивает» педагогический процесс.

Существенное значение имеют большие возможности игры как средства активизации учебного процесса, обладающего сильным мотивирующим воздействием. Мотивы игровой деятельности содержатся в ней самой и способны выполнять роль «пускового устройства» для формирования других мотивов.

В педагогической практике используется и другое важное свойство игры – её способность обеспечивать формирование у учащихся такого целостного опыта, который необходим им в будущей учебной и практической деятельности. Это свойство игры обусловливает её место в учебном процессе и взаимодействие с неигровыми методами.

Типичными видами дидактических игр, характерных для профессионального обучения, являются:

- технические «диктанты»;

- мини-конкурсы «кто лучше», «кто быстрее»;

- «технические бои»;

- комментированные взаимоопросы;

- техническое лото;

- техническое домино и т.п.

В условиях полготовки квалифицированных рабочих и специалистов широкое применение находят деловые игры. Основная их цель – формирование и отработка конкретных умений действовать в чётко определённых ситуациях. В ходе проведения деловых игр учащиеся в специально смоделированных условиях обучаются оперативно анализировать заданные производственные условия (вплоть до аварийных) и принимать оптимальные решения, вести поиск неисправностей на основе заданных параметров, выбирать наиболее целесообразный технологический процесс, решать экономические проблемы и т.д. К деловым играм с полным основанием следует отнести упражнения учащихся на тренажёрах, которые широко применяются как в теоретическом, так и производственном обучении.

Особой разновидностью ролевых игр являются ролевые и управленческие игры, когда учащиеся ставятся в условия необходимости принятия решений в ситуациях общения с товарищами. Такие игры характеризуются значительным эмоциональным воздействием на участников, способствуют формированию и развитию умений общения, норм поведения, развивают привычки к взаимопомощи. Игра в этом случае выступает как своеобразная школа морали в действии.

Позиция преподавателя в процессе проведения игр многопланова: до игры он – инструктор, разъясняющий содержание, порядок и правила игры; в процессе игры – консультант; при подведении итогов – главный судья и руководитель дискуссии.

К «активным» методам обучения относятся семинарские занятия, включающие три этапа проведения: Лекцию преподавателя по теме семинара, самостоятельную домашнюю работу учащихся по подготовке к семинару и собственно проведение семинара, где учащиеся выступают с докладом по подготовленным темам, проводятся демонстрации специально подготовленных средств наглядности, приспособлений, специального инструмента, приборов, делаются необходимые выводы.

Страницы: 1 2 3 4 5

Направления работы социального педагога в современных условиях
Профессиональная деятельность социального педагога обширна и имеет много задач. С одной стороны он выполняет функцию психолога, работающего с детьми, имеющими психические, умственные и серьезные психологические нарушения в развитии. На его плечи также возложены обязанности консультировать родителей ...

Использование интерактивных туров на уроках иностранного языка
Среди проблем, теоретически и экспериментально решаемых методикой иностранных языков, коммуникативная компетенция и способы ее достижения является одной из наиболее актуальных. Современные интерпретации коммуникативной компетенции в области преподавания иностранных языков восходят к определению аме ...

Производство извести как пример первоначального изучения химического производства в VIII классе
На специальном уроке в VIII классе учитель даёт учащимся первоначальное представление о применении химии в производстве и знакомит их с элементами техники этого производства. Учитель начинает с характеристики продукта производства – с извести. Напоминает учащимся, что с известью они уже, знакомы, т ...

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.creativeeducation.ru