Организация исследовательской деятельности учащихся средних общеобразовательных учебных заведений как актуальная психолого-педагогическая проблема

Развитие образования » Психолого-педагогические условия организации исследовательской деятельности учащихся учебных заведений в образовательном пространстве » Организация исследовательской деятельности учащихся средних общеобразовательных учебных заведений как актуальная психолого-педагогическая проблема

Страница 2

В поддержку одаренных детей активно работают международные организации, объединяющие исследователей, практиков и руководителей образования разных стран: «Всемирная ассоциация по одаренности и таланту», «Евроталант», Кейдмьюрская международная школа в Великобритании, французская ассоциация ALREP и др. Свою задачу они видят не только в обмене информацией между учеными разных стран, но и в разработке и внедрении так называемых глобальных образовательных моделей [Савенков 2001: 58].

Современная система образования России тоже откликнулась на этот социальный заказ. В стране последовательно создаются условия для проявления учащимися и студентами научно-творческих способностей. Так, уже стали традиционными Всероссийские ученические научно-практические конференции в г. Ярославле «Открытие», в г. Обнинске «Юность, наука, культура», в г. Москве такие конференции проводит государственный технологический университет им. Н.Э. Баумана. В г. Самаре регулярно проводится Международная научно-практическая конференция молодых ученых, студентов и старшеклассников. Институт продуктивного обучения Российской Академии Образования проводит математический конкурс «Кенгуру», интеллектуальный турнир «Эврика». В последние годы организовываются всероссийские конкурсы творческих работ учащейся молодежи различного профиля, проводятся предметные олимпиады, создаются малые Академии наук, экспериментальные площадки, ассоциации творческой молодежи, научные общества учащихся и т.д.

Активную работу по организации исследовательской деятельности школьников в Республике Татарстан ведет объединение «Саяхэт». В Казахстане возрастает интерес учащихся школ к интеллектуальному марафону «Акбота».

Организация исследовательской деятельности происходит и на муниципальном уровне. В некоторых школах открыты лагеря для одаренных детей. Например, в городе Менделеевск Республики Татарстан для одаренных детей создан зимний лагерь «Квант». В гимназии №4 г. Елабуги проводятся спецкурсы для одаренных детей. Кроме того, во многих школах регулярно проходят недели науки, научно-практические конференции, олимпиады по всем учебным предметам.

Однако ориентированная на средний уровень развития учащихся школа, оказывается, не очень хорошо приспособлена для тех, кто сильно отличается от этого среднего уровня как в сторону меньших, так и больших способностей.

Между тем, одаренные дети в своем развитии подвержены особому риску, проявляющемуся так же, как и в случае с отстающими в своем развитии детьми, в трудности контактов со сверстниками. Дело в том, что ребенок с высокими интеллектуальными способностями очень далеко отрывается в своем развитии от сверстников, у него возникают особые интересы. В результате он оказывается в изоляции от всей группы, часто подвергается насмешкам и гонениям.

Дополнительной проблемой является так называемая диссинхрония развития, свойственная многим одаренным детям. Диссинхрония заключается в том, что при опережающем развитии отдельных функций одаренные дети в других отношениях не отличаются от своих сверстников или даже иногда уступают им.

Задача школы, таким образом, видится в своевременном выявлении одаренных детей, а так же раскрытии индивидуальности и последовательном развитии талантов остальных учащихся. Данная задача отражает современную тенденцию личностно-ориентированного подхода в образовании и тесно связана с принципом гуманизма, ставящего в центр учебно-воспитательного процесса индивидуальность личности.

Выявление одаренных детей является непростой задачей. Одаренность, в силу своего скрытого характера, может быть присуща как обычному, так и слабоуспевающему ученику. Важнейшим и необходимым моментом в диагностировании одаренных детей должно играть специальное психологическое обследование.

Одна из проблем, таким образом, состоит в выявлении критериев оценки одаренности (степени одаренности) учащихся в школе. Однако существует сомнение, удастся ли «проранжировать» детей на одаренных, менее одаренных, неодаренных и т.д., ведь, во-первых, способности детей не определяются по шкале «больше – меньше», они могут быть разными по своей сущности или природе, т.е. один ребенок может быть более развит в физическом отношении, другой – в умственном, третий – в культурно-нравственном и т.д. Во-вторых, существующие на сегодняшний день тесты не позволяют исчерпывающим образом проанализировать способности человека (если это вообще в принципе возможно) и предсказать их дальнейшее развитие.

Страницы: 1 2 3 4 5

Психолого – педагогическое обоснование понятия «внимание»
Понятие внимания в разных источниках и разными учеными определяется по–разному. П.Я.Гальперин охарактеризовал внимание как идеальное, свернутое и автоматизированное действие контроля. «Л.Д.Столяренко определил «внимание как направленность и сосредоточенность сознания человека на определенных объект ...

Творческие задания как способ мотивации к изучению английского языка
Я проходила педагогическую практику в ГУ «Физико-математическом лицее» во 2 «а» классе. На начальном этапе внедрения творческих заданий мы провели анкетирование. Этот результат зафиксировали в таблице. В течении практики мы использовали творческие задания, в конце практики мы провели точно такое же ...

Функции языка
Главные функции: Коммуникативная - орудие общения, обмена мыслями. Мыслеформирующая - как говорит Выготский Л.С. - мысль не просто выражается в слове но и совершается в слове. Познавательная Кроме этого можно выделить другие частные функции языка: - сохраняющая опыт поколений и передающая его следу ...

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.creativeeducation.ru