Организация исследовательской деятельности учащихся средних общеобразовательных учебных заведений как актуальная психолого-педагогическая проблема

Развитие образования » Психолого-педагогические условия организации исследовательской деятельности учащихся учебных заведений в образовательном пространстве » Организация исследовательской деятельности учащихся средних общеобразовательных учебных заведений как актуальная психолого-педагогическая проблема

Страница 4

Уже век тому назад об этом говорил С.Л. Рубинштейн «существуя не помимо и не вне их, а в них, субъект, определяясь своими деяниями, этим самоопределяется» . Т.е. «субъект не стоит «за» своими деяниями, не выражается и проявляется в них, а в них порождается. Поэтому осуществление исследовательской деятельности порождает исследователя. Не испытав чувства творчества, не может появиться и потребность в нем.

Однако проблема организации исследовательской деятельности учащихся и выявления одаренных учеников носит многоаспектный характер. Учитывая этот факт, государственная система работы с одаренными детьми включает в себя несколько уровней:

– школы с разработанной системой выявления и развития одаренности своих учеников, имеющие в своем штате психолога, который может дать рекомендации по созданию индивидуальных условий, учитывающих особенности того или иного ребенка и вести специальную работу с учителями и родителями;

– центры каникул для одаренных детей способны дать мощный импульс интеллектуальному развитию ребенка, повысить мотивацию в саморазвитии;

– внешкольные кружки, студии, творческие мастерские, НОУ дают возможность реализовать интересы, выходящие за рамки школьной программы;

– общественные объединения и ассоциации, дополняющие имеющиеся государственные структуры и способные гибко и оперативно реагировать на возникающие проблемы. Они объединяются во Всемирный Совет по образованию одаренных детей;

– работа по профессионализации одаренных детей, когда они продемонстрировали способности в какой-либо области и стали получать до окончания школы интенсивную профессиональную подготовку в этой области. Типичный пример – музыканты-исполнители, способности которых проявляются часто очень рано, и которые в детском возрасте выступают с концертами;

– разъяснительная работа с родителями по реализации способностей их детей и т.д.

Наиболее важным из перечисленных уровней, несомненно, считается школа. Основная задача школы – включение одаренного ребенка в активный процесс познания мира, себя и себя в мире. Эта задача облегчается при том условии, что учителя являются носителями традиций науки и исследовательской деятельности, передавая ее в межличностном взаимодействии ученикам.

По мнению А.В. Леонтовича, под исследовательской деятельностью учащихся понимается творческий процесс совместной деятельности двух субъектов (двух личностей) по поиску решения неизвестного, в ходе которого осуществляется трансляция между ними культурных ценностей, результатом которой является формирование мировоззрения [Леонтович 2003: 134]. Данное определение нуждается в конкретизации.

Во-первых, мировоззрение формируется у обеих сторон социокультурного взаимодействия, как у учащихся, так и у педагогов, потому что в межличностном общении обе стороны претерпевают взаимное воздействие.

Во-вторых, нельзя говорить об идеалистической равносильности или равнозначности двух сторон взаимодействия (хотя нужно отметить их равенство на ценностном уровне как личностей). Наука не может существовать на системе догматов, она для развития пользуется накопленным опытом. Учитель в данном случае выступает именно как носитель опыта организации деятельности, а не как источник «знаний в последней инстанции».

В-третьих, так как обе стороны взаимодействия являются субъектами, то есть активными деятелями, то позиция того, кого ведет учитель, не позиция пассивно ведомого, а позиция самостоятельно «идущего за ведущим». В исследовании происходит не пассивное восприятие сведений, а активное взаимодействие благодаря взятию на себя конкретно-функциональных обязанностей каждой из участвующих сторон [Леонтович 2003: 132].

А.В. Леонтович рассматривает исследовательскую деятельность не только в конкретно-организационных рамках работы над заданной проблемой и написании учащимся исследовательской работы, а шире. Пользуясь словами С.Л. Рубинштейна, он придерживается позиции, что учение вообще есть «совместное исследование, проводимое учителем и учеником». Таким образом, задача педагога понимается в создании гипотетико-проективной модели формирования развивающей среды для учащихся (контекста развития). Именно педагогом задаются формы и условия исследовательской деятельности школьников, благодаря которым у ученика формируется внутренняя мотивация подходить к любой возникающей перед ним проблеме (как научного, так и житейского плана) с исследовательской, творческой позиции [Леонтович 2003: 131].

Страницы: 1 2 3 4 5

Загрязнение окружающей среды
Химическая промышленность охватывает большое количество отраслей: производство основного органического синтеза, нефтехимические, коксохимические и другие- производства. Часть из них уже стала самостоятельными отраслями промышленности. Производство кислот, солей, щелочей, некоторых химических элемен ...

Проведение пробно-поискового эксперимента
Один из наиболее естественных и продуктивных способов вводить новые информационные технологии в школу состоит в том, чтобы непосредственно связать этот процесс с совершенствованием содержания, методов и организационных форм обучения. По данным исследований, в памяти человека остается часть услышанн ...

Проблема целей исторического образования
школа исторический образование качество В современном российском обществе вопросы целей школьного исторического образования — особенно в контексте “воспитания историей” вызывают всеобщий интерес как со стороны государства, общества, педагогической общественности, так и отдельных граждан. Всё многоо ...

Навигация

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.creativeeducation.ru