Формирование связной монологической речи у детей с речевыми нарушениями

Развитие образования » Формирование связной монологической речи у детей с речевыми нарушениями

Страница 9

Параллельно этой работе реализуются словарные задачи и задачи по формированию интонационной выразительности.

Обследуя детей с различными речевыми дефектами (фонетико-фонематическим недоразвитием, со стертой формой дизартрии, акустико-фонематической дислалией, заиканием, нарушением речи при снижении слуха), мы обратили внимание на ряд интонационных нарушений:

· нечеткое восприятие и воспроизведение мелодических рисунков фраз;

· логопедического ударения;

· ритмических и логоритмических структур;

· ошибочное употребление словесного ударения;

· ограниченные возможности голоса;

· изменение темпо-ритмической организации речи в сторону ее убыстрения или замедления.

C учетом вышеуказанного логопедическая работа над всеми компонентами интонации проводится в следующей последовательности:

1.

От общего представления об интонации к дифференцированному усвоению различных интонационных структур;

2.

От различных видов интонации в импрессивной речи к овладению интонационной выразительностью в экспрессивной речи;

3.

От усвоения средств интонационного оформления на материале гласных к их освоению на более сложном речевом материале;

4.

От различения и усвоения повествовательной к вопросительной и восклицательной интонации.

Чтобы подготовить детей к восприятию интонационной выразительности, нужно создать предпосылки для усвоения лексического (словесного), логического ударения, правильного членения фразы. Для этой цели мы использовали ритмические упражнения, а также упражнения на развитие силы и высоты голоса, на постепенное расширение диапазона голоса, развитие его гибкости, модуляции.

Работа над ритмом нами проводится в двух направлениях: восприятие и воспроизведение различных ритмических структур. Эта работа осуществляется в следующей последовательности:

1. Прослушать изолированные удары. Определить количество ударов путем показа карточки с записанными на ней соответствующими ритмическими структурами (значки).

2. Прослушать серии простых ударов и показать карточку.

3. Прослушать серии акцентированных ударов и тоже показать карточку.

Работа по развитию воспроизведения ритма включает следующие упражнения:

· отстучать по подражанию (без опоры на зрение) изолированные удары;

· отстучать по подражанию серии ударов;

· записать условными значками предложенные для восприятия удары и их серии;

· самостоятельно воспроизвести по предъявленной карточке удары и их серии.

Для развития силы голоса наиболее эффективными, на наш взгляд, являются упражнения с гласными:

· удлиненное произнесение звуков

У У

АУ _

АУИ ;

· усиление голоса (беззвучная артикуляция, шепот, тихо, громко): гласные, прямой счет, называние дней недели, проговаривание предложений с изменениями силы голоса.

Мама ушла ДОМОЙ;

· ослабление голоса в аналогичном порядке;

· упражнения на развитие высоты голоса: «укачивание», «ступеньки», проговаривание стихов.

После подготовительных упражнений переходим к усвоению интонационных структур в импрессивной речи. Мы предлагаем начинать с самой простейшей интонации – повествовательной, после чего осуществляем переход к вопросительной и восклицательной. В практическом виде это будет так: педагог читает текст без интонационного оформления первый раз, а во второй раз – выразительно, с интонационным оформлением. Выясняется, какое чтение больше понравилось. Чтобы закрепить у детей в памяти слуховой образ мелодики повествовательного предложения, мы отмечаем, что завершенность высказывания достигается за счет сильного понижения голоса на ударном слоге последнего слова синтагмы. Говорим так: «Когда что-то кому-то мы хотим сообщить, то говорим спокойно, чуть понижая голос в конце фразы». Для анализа предлагали предложение, произнесенное с повествовательной интонацией, а дети определяли, что оно выражает (вопрос, восклицание или сообщение). Способ обозначения повествовательной интонации – карточка с изображением точки. А утвердительный жест руки, идущей сверху вниз, служил наглядным средством для ее распознавания.

Страницы: 4 5 6 7 8 9 10 11 12

Учебная литература по праву и планирование правового обучения в школе
Содержание правового образования отражено в учебном плане, учебной программе и учебниках. К настоящему времени создано немало книг учебного характера по праву для системы школьного обучения. Нет смысла анализировать их все (тем более, что литература по праву очень быстро устаревает, в старые книги ...

Основные и дидактические функции основных средств обучения
Основные функции: 1. Компенсаторность – восстановительный, энерго - и время - сберегающий, облегчающий характер труда (и учащегося, и преподавателя). 2. Адаптивность – более спокойный, равномерный процесс "погружения" в новый учебный материал. 3. Информативность – ознакомление с необходим ...

Контрольно-измерительные материалы и интерпретация результатов тестирования
Начнем с привычных шкал термометра, вольтметра или обыкновенной школьной линейки. По положению ртутного столбика, стрелки вольтметра или штрихов линейки мы узнаем температуру, напряжение или длину, т.е. измеряем определенные характеристики определенных объектов. Результатом измерения является число ...

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.creativeeducation.ru