Формирование связной монологической речи у детей с речевыми нарушениями

Развитие образования » Формирование связной монологической речи у детей с речевыми нарушениями

Страница 8

Третий этап рассматриваемой системы направлен на обучение детей составлению связного рассказа по картине. Приоритетной задачей на данном этапе выступает формирование умения строить высказывания. Дети должны анализировать структуру высказывания: есть ли в нем начало, как развивается действие, имеется ли завершение. Развитие связности высказываний обеспечивается системой обучения, включающей:

1.

Подготовку детей к восприятию содержания картины (предварительная беседа. Чтение литературных произведений по тематике картины и т.д.).

2.

Развитие умения видеть картину. Для активизации внимания, зрительного восприятия проводятся игровые упражнения типа «Кто больше увидит?» или «Кто самый внимательный?», в ходе которых необходимо найти все части картины. Все детали важны, нет ничего второстепенного. Дети перечисляют все детали картины. Все это схематично изображается на доске и обводится кружком.

3.

Построение связного высказывания. Детям дается задание «Найти пару!», в процессе которого им нужно найти две детали картины, которые можно соединить и объяснить, какая между ними связь (дерево – ворона; ворона сидит на дереве; птицы – зерно: птицы клюют зерно; дети – домик: дети слепили домик). Соединяя два предмета действием, дети образуют полные предложения.

4.

Применение приема «самопроекции», или «вхождения в картину». Детям предлагается услышать, увидеть, почувствовать каждый фрагмент картины. Этот прием включает все каналы восприятия. Дети учатся исследовать все: снег, птиц, щенка и т.д. Каждый ребенок выражает свои ощущения. Происходит обогащение речи детей выразительными средствами (сравнениями, эпитетами, красочными определениями), а также обучение умению строить предложения различных типов и работать над структурой высказывания. На этом этапе может быть применен прием обыгрывания детьми посредством пантомимы действий персонажей картины с последующим их оречевлением.

5.

Развитие умения создавать творческий рассказ. Для этого используются вопросы к детям: «Представьте, с чего начиналась эта ситуация?», «Как дальше развивались события?», «Что будет потом?». Данные вопросы требуют от детей представления о последовательности событий во времени. Чтобы легче это было все представить, можно использовать дорожку времени, имеющую начало (зеленый цвет), середину (красный цвет), конец (синий цвет), и гнома, который передвигается по дорожке. Сделал шаг назад – попал в утро, когда детвора только проснулась. Далее выстраиваются события, предшествующие картине. Упорядочивают то, что уже раньше рассказали по картине. Шаг вперед – что там произойдет? Теперь рассказ имеет начало и конец.

Всю эту работу мы предлагаем разделить на части. На одном занятии поработать над деталями картины и созданием пар. На другом – «войти в картину»; на третьем – расписать по дорожке времени. Этот вид работы самый длительный по времени, в процессе которой достигается цель – научить общему способу рассказывания.

Спустя некоторое время дети сами будут находить все детали, связывать их, передавать ощущения. Способ работы перейдет во внутренний план, и затраченное время будет оправдано результатами.

Страницы: 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

Основные концепции правового образования
В теории и практике правового обучения к настоящему времени появились различные концепции. Под правовым обучением мы понимаем процесс целенаправленной передачи знаний, умений и формирование устойчивых навыков в области правовой действительности, которые позволяют иметь не только теоретические предс ...

Разработка примерного творческого проекта «Эйфелева башня»
При рассмотрении всех выше предложенных изделий можно сделать вывод: для методического обеспечения элективного курса «Компьютерное моделирование и изготовление изделий на станках с ЧПУ» лучше всего выбрать изделие с пазловым соединением. Подобные соединения требуют от учащегося при составлении комп ...

Проблема лидерства в творческих коллективах
Лидерство свойственно каждой отдельно взятой группе. Тем более, что исполнительское искусство влечет выдвижение одних или отставание других. Лидерство хорошо изучено в зарубежной психологии. Лидерство - один из активных способов проявления индивидуальности личности. На первый взгляд, казалось бы, в ...

Навигация

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.creativeeducation.ru