Чтобы научить детей на слух определять мелодический рисунок повествовательного предложения, мы предлагаем для анализа предложения с одинаковым набором слов, но интонационно отличные друг от друга.
На улице дождь.
На улице дождь?
На улице дождь!
Для детей предлагается два варианта заданий:
1. Выделить повествовательные предложения путем показа сигнальной карточки.
2. По количеству повествовательных предложений выложить соответствующее число фишек (палочек).
Отработка интонации повествовательного предложения в экспрессивной речи осуществляется таким образом: первоначально материалом для усвоения интонационной конструкции повествовательного предложения служили простые нераспространенные предложения с указательным местоимением «это». Сначала образец речи дает логопед, затем названия повторяются детьми хором и индивидуально. При ответе на вопрос «Что это?» названия картинки воспроизводится с добавлением указательного местоимения. В ходе анализа обязательно обращается внимание на понижение голоса в конце предложения.
Следующий этап направлен на отработку простого распространенного предложения с интонационным центром на конце. Здесь для закрепления навыка произнесения повествовательного предложения предлагаются различные упражнения:
1. Закончить высказывание, начатое педагогом, подобрать подходящее по смыслу слово, согласовывая его с другими словами в предложении. Назвать его, интонационно выделяя конец синтагмы.
2. Закончить предложение, подбирая слова, противоположные по смыслу, например:
Вчера была оттепель, а сегодня… (мороз).
Повторяем полное предложение, интонационно выделяя конец синтагмы.
3. Выделить предложения из текста. Определить их количество.
4. Составить коллективное повествование (логопед начинает, а дети придумывают по одному предложению).
Для знакомства с вопросительной интонацией логопед вместе с детьми вспоминает, что изменением голоса можно передать различные эмоциональные состояния. Например, изменяя голос, можно о чем-то спросить. Логопед задает вопрос. Затем предлагает это сделать детям. Далее показывает, что в конце вопросительного предложения голос повышается. Это повышение голоса сопровождается соответствующим движением руки и обозначается графически (стрелкой вверх). В качестве опознавательного знака вопросительной интонации предъявляется карточка – символ с изображением старичка – вопросительного знака. Затем объясняем, что на письме предложения, содержащие вопрос, обозначаются вопросительным знаком. Знакомство с мелодикой вопросительного предложения, заключающего в себе вопросительное слово, проводится в игровой форме.
В маленькой стране живут необычные человечки – Почемучки (гномики). Свое прозвище они получили за то, что очень любят задавать разные вопросы. Имена у них необычные: Что? Где? Когда? Куда? Почему? Чтобы освоить язык этих человечков, нужно научиться правильно задавать всевозможные вопросы и уметь слышать, когда их задают другие.
При произнесении предложений с вопросительными словами обращается внимание на звучание голоса в момент их произнесения. Жестом отмечается его повышение на вопросительном слове:
Психологические особенности студенческого возраста
Тема «Сложное отношение точек. Полный четырехвершинник» изучается в третьем семестре в курсе проективной геометрии. Студенты второго курса – это, прежде всего, молодые люди в возрасте 18-19 лет. Этот возраст определяется как поздняя юность или ранняя зрелость. Отсутствие единого термина уже говорит ...
Понятие о воспитании коллектива
Основоположниками теории коллектива являются А. С. Макаренко и Л. С. Выготский. Краеугольным камнем теории коллектива являются следующие 4 положения: 1. Коллектив не является протой суммой, конгломератом отдельных личностей, это особое образование, которое, будучи раз созданным, формирует личности ...
Характеристика продуктивной деятельности старших дошкольников
на занятиях в ДОУ
Л.С. Выготский, Ю.А. Полуянов и некоторые другие авторы относят к дошкольному возрасту возникновения способности самостоятельно образовывать продуктивные цели. При этом Л.Г. Лысюк отмечает необходимость культивирования взрослыми специфических детских видов деятельности: изобразительной, конструктив ...