Нетрадиционные формы контроля знаний учащихся

Развитие образования » Формы и виды контроля знаний » Нетрадиционные формы контроля знаний учащихся

Страница 1

Первенцем нетрадиционных форм контроля знаний является матричный контроль. В этом контроле не допускается многовариантность ответов (в отличие от тестового контроля). Ученик должен дать точный ответ и получить точную оценку.

Суть этого контроля состоит в следующем. Учащимся раздаются разные варианты заранее заготовленных матриц с вопросами, и каждый из них выбирает из всех предложенных в матрице ответов только один правильный, фиксируя его знаком «+». Затем преподаватель сравнивает матрицы с ответами с контрольной матрицей, накладывая её поочерёдно на все матрицы с ответами учащихся. За очень короткий промежуток времени можно проверить все работы учащихся и оценить их ответы.

За каждый правильный ответ учащиеся набирают 1 балл. Пустое место в контрольной матрице означает неправильный ответ и оценивается нулём.

Такой способ контроля знаний позволяет вести анализ типичных ошибок и вовремя корректировать учебный процесс.

Достоинства этого контроля знаний являются, экономия времени при проверке ответов учащихся; безошибочность оценки знаний даже в случае усталости преподавателя. К недостаткам можно отнести большие затраты времени на подготовку матриц и карточек и большие материальные издержки.

Модульная система

Впервые модульная система обучения была использована МОТ в 60-70-е г.г., когда возникла необходимость в мобильной профессионально-технической подготовке рабочих профессий для лиц, оказавшихся безработными. Сейчас модульный принцип обучения впервые был применен в рамках учебно-воспитательного процесса в системе начального профессионального образования для создания оптимальных методов информирования и развития навыков у учащихся начального профессионального образования. Безусловно, эффективная подготовка будущих кадров для производства, сферы услуг, социально-бытовой сферы должна включать овладение не только специализированными умениями и знаниями, но и формированием такой ценностной иерархии, где здоровье каждого является приоритетной областью развития. Формирование ценностного отношения к своему здоровью может дать возможность молодым людям поднять свой личностный потенциал и стать конкурентоспобными на рынке труда.

Модуль - это целевой функциональный узел, в котором учебное содержание и технология овладения им объединены в систему высокого уровня целостности. Модуль можно рассматривать как программу обучения, индивидуализированную по содержанию, методам обучения, уровню самостоятельности, темпу учебно-познавательной деятельности обучающихся. Каждый модуль имеет свою дидактическую цель.

Это означает:

- в модуле излагается принципиально важное содержание учебной информации;

- дается разъяснение к этой информации;

- определяются условия погружения в информацию;

- приводятся теоретические задания и рекомендации к ним;

- указаны практические задания.

В теории и практике модульного обучения исследователями приводится такое соотношение в модуле практического к теоретическому материалу: 80% к 20%. Ценность модульной системы обучения в том, что она, воспитывая умение самостоятельно учиться, развивает рефлексивные способности учащихся.

Характерными чертами модульного обучения являются:

– воспроизведение любым учителем (при незначительной предварительной подготовке) и гарантия достижения планируемых результатов всеми учащимися;

– реализация сопровождается диагностическими процедурами (многоуровневой оценкой информированности обучающихся), содержащие показатели измерения результатов деятельности.

Модульное обучение в системе воспитательных технологий является новаторской методикой. Образование проходит не в среде конкуренции, где происходит оценка знаний каждого участника, а в партнерском взаимодействии, которое позволяет усилить ценностный уровень использования технологий программы. Модульная система предполагает разнообразие методов обучения – дискуссия, брейнсторминг, мини-лекция, метод кейсов, тренинговые упражнения. Также необходимо заметить, что использование интерактивных методов обучения (ролевые и деловые игры) дает участникам уникальную возможность создания и развития комплекса навыков по рассматриваемой в каждом модуле теме.

Конструирование органичной системы модульного обучения основывается на концепции модульного обучения П.А. Юцявичене, концепции развивающего обучения Г.Д. Кирилловой и теории органичных систем И.В. Блауберга и Э.Г. Юдина (Юцявичене, 1989; Кириллова, 1983; Блауберг, Юдин, 1973). Модель такой системы базируется на трех основных идеях: модульности, структурирования, динамики и развития. Кратко раскроем суть каждой из них.

Страницы: 1 2 3

Выбор и обоснование психолого – педагогической системы требований к профессиональной подготовке будущих специалистов
Специалист сегодня - это человек с широкими общими и специальными знаниями, способный быстро реагировать на изменения в технике и науке, соответствующие требованиям новых технологий, которые неизбежно будут внедряться; ему нужны базовые знания, проблемное, аналитическое мышление, социально-психолог ...

Наглядность как дидактический принцип обучения
Наглядное пособие одно из средств умственного развития. Они занимают определенное место в обучении ученика и не определяют всего хода учения. Современный учитель имеет большой выбор наглядных пособий. Причем наглядные средства обучения совершенствуются и становятся все более удобными и эффективными ...

Результаты экспериментального исследования
По завершению развивающей работы, нами вновь была проведена диагностика с целью выявить эффективность патриотического воспитания подростков. Для диагностического материала нами были взяты следующие методики: Проективный тест рисунок «Дети рисуют Родину». Цель: выявить уровень развития патриотическо ...

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.creativeeducation.ru