Нетрадиционные формы контроля знаний учащихся

Развитие образования » Формы и виды контроля знаний » Нетрадиционные формы контроля знаний учащихся

Страница 2

Модульный подход к обучению реализуется в построении процесса обучения на основе модулей и модульных программ. Конструирование модулей по типу функционального узла, интегрирующего все компоненты системы, позволяет выделить его в качестве единицы процесса обучения. Состав, структура, функционирование модуля, посредством которого взаимодействуют подсистемы преподавания и учения, полностью характеризуют особенности процесса обучения на модульной основе.

Идея структурирования реализуется на уровне целей обучения и на уровне содержания учебного материала модульных программ, модулей и учебных элементов.

Идея динамики и развития пронизывает все компоненты модульного обучения и сам процесс обучения, реализуемый в данной системе. Развитие познавательной самостоятельности ученика стимулируется динамикой процесса освоения модулей, которая, в свою очередь, детерминирована уровнем развития ученика.

Динамика модулей и развитие познавательной самостоятельности в процессе их изучения проходят несколько взаимосвязанных этапов: аналитический, этап систематизации и обобщения, проектировочно-конструктивный. Процессу модульного обучения свойственно саморазвитие, которое определяется не только последовательным осуществлением названных этапов, но и их взаимосвязью. Реализация каждого предыдущего этапа создает условия и обеспечивает необходимость последующего. При этом в каждом конкретном случае один из этапов играет главенствующую роль, задает ведущий тип деятельности в модуле и, соответственно, тип модуля.

Динамика и механизмы развития познавательной самостоятельности ученика в процессе модульного обучения обнаруживаются как при переходе от модуля к модулю, так и внутри модуля как единицы процесса обучения и его основного средства. Замыкая на себе взаимодействие педагога и обучающегося, модуль задает соответствующие этапы развития преподавания и познавательной самостоятельности учащихся.

В процессе модульного обучения взаимодействие педагога и ученика перестает быть отношением подчинения и приобретает формы сотрудничества на паритетных началах.

Система обучения, основанная на идеях модульности, структурирования, динамики и развития, позволяет наиболее ярко проявиться такой ее специфической характеристике, как целостность. Реализация каждой из указанных идей создает фундамент и необходимо предполагает реализацию всех остальных. Целостность и динамичность такой системы модульного обучения проявляется также и в том, что реализация указанных идей осуществляется на всех уровнях данной системы, обеспечивая тем самым открытость и устойчивость системы в аспекте сохранения развивающей направленности ее функционирования.

Покажем, что модульному обучению как целостной развивающей системе свойственны такие специфические особенности, которые позволяют классифицировать ее как систему органичную. Во-первых, системе свойственны не только структурные, но и генетические связи: процесс обучения реализуется как взаимодействие подсистем преподавания и учения в ходе освоения модульной программы, предполагающей наличие отдельных модулей, которые, в свою очередь, конструируются из учебных элементов. Кроме того, реализация целей обучения предполагает познавательную деятельность по освоению учебного материала адекватными методами, в соответствующих формах, что ведет к определенным результатам обучения и так далее. Во-вторых, элементы данной системы обучения обладают не только связями взаимодействия, но и связями субординации, обусловленными происхождением одних элементов от других. В частности, методы деятельности не могут быть эффективно подобраны прежде, чем будут определены цели и содержание обучения. В-третьих, в системе рождается особый механизм управления, посредством которого система обучения как целое воздействует на характер функционирования и развитие подсистем. Их функционирование имеет общую развивающую направленность в качестве сверхзадачи жизнедеятельности всей системы. Подсистемы имеют гибкую приспособляемость к выполнению команд системы управления. Эта гибкость, открытость проявляется в том, что элементы подсистем функционируют вероятностным образом, так как имеют определенное число степеней свободы. В-четвертых, никакая подсистема и тем более элемент системы обучения не способны к самостоятельному существованию. Зависимость между компонентами и всей системой обучения столь тесна, что основные свойства частей определяются закономерностями, структурой, функционированием целого. Невозможно представить себе функционирование преподавания вне его связи с подсистемой учения и вне концепции данной модульной системы, определяющей особенности поведения подсистем. В-пятых, устойчивость системы модульного обучения обеспечивается обновлением, трансформацией ее компонентов по линии сохранения качественной определенности и направленности системы как развивающей. Функциональные узлы процесса обучения (модули) ориентированы на зону ближайшего развития ученика. В процессе освоения модуля эта зона становится зоной актуального развития, что открывает перед учеником новые перспективы развития, позволяет ему осмыслить и перевести процесс учения на новый уровень и так далее.

Страницы: 1 2 3

Экспериментальное изучение развития наглядно-образного мышления детей старшего дошкольного возраста средствами конструирования из бумаги в современном ДОУ
Цель педагогического эксперимента: изучение развития наглядно-образного мышления детей старшего дошкольного возраста средствами конструирования из бумаги (оригами). Задачи: 1. Провести диагностическое исследование уровня развития наглядно-образного мышления у детей старшего дошкольного возраста, на ...

Современные проблемы технологического образования школьников
Возможности реализации целей технологического образования связаны с обеспечением активности образовательного пространства на основе научно- методического, кадрового, материально-технического обеспечения и управления развитием педагогического процесса. Одним из важнейших и необходимых условий решени ...

Комплекс упражнений для совершенствования навыков чтения
Я считаю, что ребенку, испытывающему трудности в чтении, лучше предложить на время отвлечься от этого "нудного" занятия и вместо этого заняться забавными упражнениями со словесным материалом; выполнение этих упражнений приведет к формированию у него целого ряда важных операций, лежащих в ...

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.creativeeducation.ru