Вопросы потребительского просвещения нельзя откладывать до момента выхода ученика во взрослую жизнь. Формировать грамотного потребителя, в полном смысле этого слова, необходимо с детства. Полученные знания помогут ученикам стать активными и ответственными гражданами правового общества, выработать свою систему потребительских ценностей, помогут понять, что наши потребности и желания универсальны и что многие потребности не удовлетворяются из-за недостаточного их изучения производителями и из-за нашей потребительской неграмотности.
А. Аузан президент Международной конфедерации общества потребителей в предисловии к книге «Потребитель в Законе» справедливо замечает, что в стране должна быть создана ситуация, когда не суд и не закон, а обычай и привычки защищать права потребителей в торговле, сфере услуг и производстве станут нормой жизни. А такие обычаи и привычки появляются из массового поведения людей, разумно относящихся к своим интересам. Привычка к разумному поведению начинается с того, что многие люди начинают требовать чего-то как вполне естественного, справедливого и законного. С каждым судиться не будешь. Сегодня нет дефицита, нет диктата продавца, нам научились за покупку говорить «спасибо», у нас есть право выбора. Но как грамотно воспользоваться этим правом, как стать цивилизованным потребителем и как добиться цивилизованного поведения от всех наших партнеров по рынку?
В процессе изучения модульного курса в г. Ростов-на-Дону ученики осознают свою роль потребителя и оказываются подготовлеными отстаивать свои права. Потребитель, даже маленький, должен уметь себя защищать в трудных потребительских ситуациях. В преподавании этого модульного курса прослеживается связь с экологией, экономикой, химией, географией, историей. Ребята получают научные знания о продукции, оценивают результаты человеческой деятельности. В процессе изучения курса учащиеся должны знать: основные законодательные акты, документы о защите прав потребителей, основные права потребителя и все понятия, связанные с программой. Учащийся должен уметь: защищать свои права потребителя, пользоваться качественными товарами (услугами), используя полученные знания, вырабатывать свой ценностный потенциал. Модульный курс рассчитан на 8 часов и носит обзорный характер. Он апробирован в школах г. Ростова-на-Дону.
Программа
Тема 1. Введение. Цель, задачи, содержание курса. (1 час) История потребительского движения. Всемирная потребительская организация и ее роль в производстве качественной продукции и защите прав потребителя. ООН о руководящих принципах по защите прав потребителя. Консьюмерское движение в цивилизованном мире. Потребительское интерполо. Международная конфедерация общества потребителей (КОНФОП).
Формы объединения потребителей: общества потребителей, общества защиты интересов вкладчиков, общество потребителей автотехники и др.
Государственные и общественные органы по защите прав потребителей. Потребительский журнал «Спрос», его значение в просвещении, информировании и защите прав потребителя, в создании цивилизованных рыночных отношений.
Закон РФ «О защите прав потребителей», его роль в защите наших интересов.
Тема 2. Права потребителей и их защита. (4 часа)
Кто такой потребитель и что такое суверенитет потребителя? Российское законодательство о защите прав потребителей. Роль потребителя в экономической системе. Право потребителя на безопасность товаров (работ, услуг).
Право потребителя на информацию. Что такое потребительская информация. Виды информации. Штриховой код и его история. Закон об ответственности за ненадлежащую информацию. Гарантийные сроки сегодня. Понятие срока годности и срока реализации. Государственные стандарты на продукцию. Роль комитета санитарно-эпидемиологического надзора, Министерства охраны окружающей среды и других органов в обеспечении безопасности товаров. Индекс Е.
Анализ психолого-педагогической литературы
Период с 2 до 3 лет характеризуется интенсивностью физического и психического развития ребенка. При правильно организованной жизнедеятельности ребенка активно происходит развитие движений (И.А. Скворцов 1995; Ф.А. Богомолова, Ю.Ф. Кутафин 1998; Л.Н. Павлова 2000; Б. Спок, 2001; П. Спенсер 2002). Ро ...
Виды работ используемые для совершенствования разговорной речи глухих
первоклассников
Исходя из психологического аспекта, у детей приходящих в школу все же еще преобладает игровая деятельность. Им нравится играть, нравится все яркое, красочное, необычное. Чтобы у них не пропадал интерес, им нужно постоянно преподносить что-то новое; порой даже одно и тоже слово, словосочетание, фраз ...
Эмпирическая проверка и статистическая обработка результатов
Наличие достаточного числа тестовых заданий позволяет перейти к разработке теста как системы, обладающей целостностью, составом и структурой. На третьем этапе отбираются задания и создают тесты, повышаются качество и эффективность теста. Целостность теста образует взаимосвязь ответов испытуемых на ...